НАШ ИМИДЖ - НАШЕ АМПЛУА


НАШ ИМИДЖ - НАШЕ АМПЛУА

В студию приглашали зрителей, желающих совершить экскурсию. До ее начала собравшимся (без специальных предупреждений) показывали предназначенный для них вариант "Теленовостей". В эксперименте были заняты группы рабочих, служащих, инженерно-технических работников, творческой интеллигенции и школьников (всего более двух тысяч человек). Каждая группа подбиралась по строго определенным характеристикам и насчитывала не менее 20-30 человек. Каждый экспериментальный вариант посмотрели  100-150 человек — представители пяти

социальных категорий телеаудитории Ленинграда. В эксперименте одно и то же сообщение о спуске нового судна читал диктор. Он читал его от имени нескольких авторитетов, точнее сказать, лиц с различным общественным положением. Таким образом, о рождении корабля рассказывал либо ученый — один из шефов судостроительного предприятия, либо директор, либо генеральный конструктор завода, либо руководитель одной из бригад судостроителей, либо рабочий этой бригады, либо журналист,   побывавший  на  месте  события.

Во всех вариантах сообщение воспринималось с разными нюансами. В отдельных случаях реакция аудитории была вовсе неожиданной. Эксперимент показал: чем сильнее "разрыв" между высоким уровнем авторитета выступающего и малой содержательностью его речи, тем резче проявляется нежелательный эффект.

Вот текст преподносится от имени директора судостроительного завода. С одной стороны, зрители восприняли рассказ с большим вниманием — текст сообщения запомнился очень хорошо (по сравнению с замерами после выступлений всех остальных). С другой стороны, испытуемые решительно отвергли ту часть его рассказа, где говорилось об "очередных успехах" (большинство зрителей нашли неуместным такое сообщение в выпуске известий). Но самое неожиданное — это третья реакция зрителей: формальное упоминание директором отличившихся производственников вызвало досаду испытуемых, в первую очередь рабочих и служащих, участвовавших в эксперименте. Многие зрители сочли, что поощрительные слова в этом случае были слишком избиты, казенны и потому неприятны.

Далее это же сообщение зачитывалось от имени ученого — представителя шефствующего научного института. Реакция крайне негативная. Это как раз тот случай, когда содержание выступления (а все "дикторы" произносили один и тот же привычный слуху текст) не соответствует представлениям аудитории о роли и значении   признанного   авторитета.

Итак, представление о человеке (настоящее или былое) предопределяет отношение к нему, его деятельности, поступкам   и   даже   внешности.

Но данные ленинградского эксперимента свидетельствуют еще и о том, что информация, не соответствующая

представлениям публики о данном авторитете, "снимает" его влияние или, наоборот, если сообщение кажется аудитории   приемлемым,   повышает   его.

В принципе эксперимент подтвердил то, что все мы знаем и так, по собственному жизненному опыту: то, что в устах одного человека звучит откровением, в устах другого  кажется  почти  глупостью.