организационный план
В разделе «Организационный план» бизнес-плана приводится информация, характеризующая организационную структуру организации, а также сведения о персонале, работающем в ней.
Первая группа вопросов, требующая освещения в этом разделе бизнес-плана, связана с рассмотрением организационной структуры, представляющей собой способ и форму объединения работников организации для достижения поставленных перед ней производственных, коммерческих и других целей.
Организационная структура организации документально оформляется в виде графической схемы, штатного расписания, положений о подразделениях аппарата управления организации, должностных инструкций.
Важнейшими характеристиками организационной структуры являются:
количество звеньев;
иерархичность — число ступеней (уровней);
характер распределения полномочий и ответственности по вертикали и горизонтали структуры системы управления.
При описании организационной структуры необходимо показать, какова структура управления организацией, кто и чем будет заниматься, как все службы будут взаимодействовать между собой и каким образом намечается координировать и контролировать их деятельность. Поскольку из-за организационной неразберихи нередко терпят крах даже многообещающие проекты, такого рода информация будет интересовать инвесторов и потенциальных партнеров.
соответствие объема выполняемых управленческих работ числу исполнителей;
сосредоточение на каждой ступени управления объективно необходимых функций и прав для их реализации;
отсутствие параллелизма и дублирования функций;
оптимальное сочетание централизации и децентрализации функций и прав;
соблюдение норм управляемости, т.е. числа исполнителей, выходящих на одного руководителя или координатора их деятельности;
степень надежности, оперативности, гибкости, адаптивности, экономичности и эффективности производства и управления.
Следует также указать состав дочерних предприятий и филиалов и их организационные взаимосвязи с головной организацией.