процедура оценки сильных и слабых сторон организации

Категория: Написание, разработка и составление бизнес-плана

Пер Дженстер и Дэвид Хасси в своей книге «Анализ сильных и слабых сторон компании» утверждают, что информация о сильных и слабых сторонах компании может поступать как из внутренней, так и из внешней среды, чем, на наш взгляд, допускают некоторое отступление от системности анализа параметров компании.

Дженстер и Хасси выделяют такие параметры внутренней среды компании, как гибкость, эффективность, ресурсы, потенциал работников компании и уязвимые места, а также динамику результативности бизнеса компании, виды ее деятельности, функциональные стратегии (политику), проекты и программы.

Под уязвимыми местами Дженстер и Хасси понимают риски деятельности компании, под гибкостью — способность компании быстро адаптироваться к изменениям. Несмотря на универсальность такого показателя деятельности компании, как эффективность, следует различать эффективность текущую и стратегическую, оценки каждой из которых могут содержать как сильные, так и проблемные параметры.

Внутренние ресурсы обычно ограничивают возможности развития компании (их не хватает для реализации стратегически значимых решений). К ним в первую очередь относятся финансы, люди, материалы, оборудование.

Способности, знания и квалификация, выделяемые специалистами в области анализа параметров компании, определяют оценку потенциала работников компании.

Помимо отмеченных параметров следует определить соответствие (или несоответствие) ожиданий потребителей той ценности, которую для них представляет продукция компании. Нужно также оценить показатели рентабельности с позиций собственников компании и сравнить их с показателями конкурентов.

Трудно рассчитывать на то, что все названные элементы реально будут оцениваться, однако даже выборочное сравнение может принести немалую пользу в анализе параметров организации.

В качестве параметров внешней оценки предлагается рассматривать ситуацию на рынке товаров и услуг, выполнять анализ внеш-

него бизнес-окружения и анализ той отрасли, в которой работает организация.

В ходе процесса оценки удается определить компетенцию организации, которая может быть положена в основу стратегии развития организации.

Результаты анализа сильных и слабых сторон организации позволяют использовать инструмент определения значимых действий, который Хасси назвал равновесным подходом. Суть подхода заключается в том, что строится диаграмма, на которой изоб-ражается положение равновесия организации по какому-нибудь параметру в соответствии с условием равновесия: совокупность положительных факторов и их сила уравновешивается совокупностью отрицательных факторов .


рис.Графическая модель равновесного подхода к анализу параметров организации

Графическую модель используют для того, чтобы найти наилучшие возможности определения направлений стратегического развития организации в целом.

Разработанный нами алгоритм проведения SWOT-анализа основан на предположении о том, что «действительность» делится на две части: организацию как таковую и все остальное (внешнюю среду), а каждая часть — на благоприятные и неблагоприятные составляющие.

Матрица анализа параметров организации приведена на рис..

В месте пересечения столбцов и строк получаем следующие оценки состояния организации:

  ближняя внешняя среда — возможности и угроза;

  дальняя внешняя среда — возможности и угроза;


рис.Матрица анализа параметров организации: а, б, в, г — элементы подсистем анализа; ПРиМ — переработка ресурсов и менеджмент

  анализ менеджмента — сильные и слабые стороны организации;

  анализ процесса трансформации ресурсов в продукцию и услуги — сильные и слабые стороны организации.

Как видим, внутренняя среда представлена анализом пара-метров трансформации всех видов ресурсов в готовую продукцию и анализом специфики управления организацией, а внешняя среда представлена дальним и ближним окружением.