цель, задачи и особенности составления бизнес-плана

Категория: Написание, разработка и составление бизнес-плана

В общем виде бизнес-план представляет собой системную оценку перспектив развития организации, основанную на результатах анализа факторов внутренней и внешней среды.

Сам процесс планирования побуждает предпринимателя объективно взглянуть на свой бизнес со всех сторон. План — это хорошо проложенный маршрут с установленной очередностью действий и приоритетов в пути следования по этому маршруту в условиях ограниченности ресурсов. Сочетание достоинств и выгод бизнес-планирования представлены на рис.


Сочетание достоинств и выгод бизнес-планирования

Бизнес-план представляет собой рабочий инструмент не только оценки перспектив, но и оперативного управления организа-

цией на основе контроллинга показателей плана. Завершенный бизнес-план — визитная карточка предпринимателя.

Написанием бизнес-плана не следует пренебрегать ни в малом бизнесе (несмотря на кажущуюся простоту последнего), ни в большом бизнесе. В процессе планирования приходит умение, и со временем скорость разработки бизнес-планов возрастает, а частый анализ позволяет держать под контролем изменения, происходящие во внешней и внутренней среде организации.

Как показывает практика, потребность в подготовке бизнес-плана четко прослеживается при решении актуальных задач деятельности организации. При составлении бизнес-плана исходят сразу из нескольких потребностей .


рис.Взаимосвязь потребностей в составлении бизнес-плана

Бизнес-план, как ни один другой план организации, имеет внешнюю направленность, превращается в своего рода товар, продажа которого должна принести максимальный выигрыш. Следовательно, в отличие от традиционного плана экономического и социального развития организации в бизнес-плане учитываются не только внутренние цели предпринимательской организации, но и внешние цели лиц, которые могут быть полезны новому делу. В бизнес-плане основное внимание сосредоточено на маркетинговых и финансово-экономических аспектах бизнеса, в то время как научно-технические, технологические и социальные стороны представлены менее детально.

По разработке бизнес-плана выделяют два основных подхода.

Первый подход заключается в том, что инициаторы проекта разрабатывают бизнес-план сами, а методические рекомендации получают у экспертов по конкретным вопросам. Такой подход предпочтителен, поскольку, разрабатывая план, руководители организации лучше начинают понимать, что происходит в самой организации и ее окружении. Кроме того, в команде разработчиков формируется понимание разделяемой ответственности за принятые решения. Помимо прочего, упрощается процесс реализации бизнес-плана, поскольку руководители (после самостоятельной проработки) убеждены в его целесообразности и мотивированы на достижение согласованных целей.

При втором подходе инициаторы бизнес-плана выступают только в качестве заказчиков, а разработчиками бизнес-плана являются консультационные фирмы, авторские коллективы или отдельные специалисты. Такой способ не всегда надежен, а в зарубежной практике, кроме того, принято, что бизнес-планы разрабатываются с обязательным участием руководителя организации. Часто зарубежные банки и инвестиционные фонды отказываются рассматривать заявки на выделение финансовых ресурсов, если указанное условие не соблюдается.

В любом случае составлению бизнес-плана предшествует анализ, которому посвящена тема.