Эффект Сарнова


Эффект Сарнова

На определенном этапе профессионализации (в любых областях знания) люди не только получают и "впитывают" нужную для данной профессии информацию, но и лишаются подчас тех самых качеств, которые им профессионально же необходимы.

ЭФФЕКТ САРНОВА

Писатель Бенедикт Сарнов рассказывает об одном удивительном случае. Молодой автор, по мнению Сарнова весьма заурядный, выпустил первую книжку ничем не примечательных   стихотворений.

Имени этого автора мы здесь не упоминаем, ибо не в нем дело. Поток серой литературы существовал всегда и едва ли когда-нибудь иссякнет. Поразителен не факт издания такой книжки, а то, что среди нескольких десятков стихотворений, в принадлежности которых данному автору нет сомнений, затесалось одно, написанное... Анной Ахматовой. Автор позже объяснил это так: записав по памяти это стихотворение в ту же тетрадь, где были начертаны его собственные стихи, он потом забыл об этом и спутал его со своими. Могло ли быть такое? Кто знает... Известно, что Блок цитировал иногда целые строфы других авторов, близких ему по духу, полагая, что сам их сочинил (когда это обнаруживалось, страшно смущался и приносил униженные извинения).

Я не исключаю возможность бессознательного плагиата. Но опять-таки дело не в том. Все это присказка, а   сказка   —   впереди.

Итак, в руках Сарнова оказался сборник, в котором все стихотворения, кроме одного, принадлежали автору, чья фамилия была обозначена на обложке, а одно — ничем не выделенное, кроме своего качества, — Анне Ахматовой. С этим сборником Сарнов провел интереснейший эксперимент. Он стал давать книжку своим приятелям — представителям самых различных специальностей, предлагая им обнаружить в тексте "инородное тело". Испытуемые все, как один, легко справились с этой   задачей.

Затем он принес этот сборник на руководимый им семинар по литературоведению и ту же задачу поставил перед участниками семинара. И, представьте себе, для них задача оказалась неразрешимой! В свое оправдание "семинаристы" говорили, что-де по образному ряду, стилистике, ритмике автор довольно близок к Ахматовой, особых   различий   нет.

Очевидно, что Сарнов, сам того не подозревая, совершил в сфере "социальных закономерностей неясной природы"   еще   одно   фундаментальное   открытие.

Понятно, что это не курьез и не относится только к литературе   или   литературоведению.

Отдаленные намеки на это явление были всегда. Вспомним крылатое выражение "профессиональный кретинизм". На память сразу же приходит формула Козьмы Пруткова "Специалист подобен флюсу — полнота его односторонняя".

И вот теперь отдельные разрозненные факты-недоумения выстраиваются в цепочку явной зависимости, а точнее любопытной закономерности, знать и учитывать которую и полезно и обязательно.