Цели и задачи

Категория: Написание, разработка и составление бизнес-плана

Как только вы сформулируете миссию компании (ваши бизнес-цели), считайте, что у вас есть базовый план ее реализации. Цели — это глобальные результаты в бизнесе, которых безусловно намерена достичь ваша компания.
Цели обычно выражаются в общих терминах бизнеса. Вы можете определить цели компании фразами наподобие "стать лидером на рынке" или "предлагать товары и услуги по самым низким ценам". Подобные утверждения достаточны, чтобы сконцентрироваться на деятельности компании, но в то же время они не совсем четко определены, из-за чего сдерживают творческое начало или ограничивают гибкость.
Стремясь к поставленным целям, компания должна использовать все свои ресурсы (и персонал, и деньги), чтобы добиться желаемых результатов. Цели, которые вы определяете для компании, полностью диктуют ваш способ ведения бизнеса и управляют принятием решений в организации. Цели должны нерушимо связывать действия компании и ее миссию.
Просто определить общую цель компании — еще не все. Компания должна обладать неким руководством для достижения этой цели и, двигаясь к ней, последовательно решать ряд задач. Эти задачи должны комментироваться цифрами и датами, означающими, когда вы выполнили поставленную задачу.
Задачи никогда не существуют сами по себе. Они непосредственно вытекают из миссии вашей компании, ее системы ценностей и видения. Вне контекста ваших глобальных целей они вовсе теряют смысл, порой даже вызывая некоторое замешательство.
Компания Ford Motor и ее цель В Китае
Сто лет назад у компании Ford Motor была простая формулировка миссии: "Мы делаем автомобиль демократичным". Компания расширяла свою деятельность по всему миру и в 1913 году продала свой первый автомобиль — модель Т — в континентальном Китае.
Но бурные события XX века не дали возможности компании Ford демократизировать автомобиль в одной из самых населенных стран мира. На сегодняшний день Ford запоздал с повторным выходом на огромный и стремительно растущий современный китайский рынок. Построив всего один завод по производству автомобилей в Китае, Ford слишком отстал от своих соперников General Motors и Toyota Motors Corporation.
He отказавшись от достижения своей первоначальной миссии в Китайской Народной Республике, компания Ford наметила новую стратегическую бизнес-цель на 2004 год — увеличить свою долю на рынке и сократить отрыв от своих конкурентов в Китае. Компания планирует достичь поставленной цели посредством реализации нескольких задач. Одна из них состоит в строительстве второго автомобильного завода к 2007 году в Нанкине, вблизи энергично развивающихся восточных провинций. Вторая задача заключается в 7-кратном расширении выпуска автомобилей на ее существующем заводе в Чонгджинге, расположенном в Западном Китае.
Эти основные задачи поддерживаются рядом инициатив, которые должны помочь компании Ford наверстать упущенное время. Вот эти инициативы.
 Установление партнерских отношений с ведущими местными компаниями.
 Использование преимуществ местного рынка труда.
 Развитие людских ресурсов в регионе.
 Наращивание опыта глобальных операций.
Помогут ли новые цели и задачи Ford завоевать ей львиную долю китайского рынка или заставят компанию навсегда его покинуть, покажет время. Уже по мере того, как конкуренты стали выяснять отношения, жесткое противостояние на рынке автомобилей в Китае еще больше усилилась, что привело к снижению цен. Чтобы достичь успеха, компании Ford по-прежнему необходимо продолжать поиск возможностей. Автомобильный рынок Китая на подъеме, и аналитики ожидают, что в ближайшие годы его объем еще возрастет — по меньшей мере на 40%.
Цель "Повысить мораль сотрудников", например, носит слишком общий характер, не указывая на задачи, которые необходимо решить для ее достижения. А задача "Снизить на 35% количество жалоб служащих" может быть неверно истолкована. (Единственный способ ее достичь — уволить часть работников, а оставшихся просто терроризировать.) Однако, после того как цель и задача будут объединены, ситуация прояснится.
Хотите очень просто почувствовать разницу между целями и задачами? Для формулировки целей мы используем слова, описывая с их помощью общую картину. Для постановки задач мы пользуемся цифрами, определяя все в деталях.
Если вы используете другие определения для целей и задач, не стоит беспокоиться: вы не сумасшедший. Безумием является отсутствие стандартных терминов, когда дело доходит до составления бизнес-плана. Очень важно дать определения терминов, которые вы будете использовать, и правильно их употреблять. Таким образом вы сможете избежать недоразумений среди сотрудников компании.