Двухфакторная теория герцберга

Категория: Принятие решений

Эта теория была создана на основе данных, полученных в результате интервью, которые брались на различных рабочих местах, в разных профессиональных группах и в разных странах. Интервьюируемых просили описать ситуации, в которых они чувствовали полное удовлетворение или, наоборот, неудовлетворение от работы.
Ответы были классифицированы по группам. Изучая собранный материал, Герцберг пришел к выводу, что удовлетворенность и неудовлетворенность работой вызываются различными факторами. Так были выделены «мотиваторы» (факторы, оказывающие положительное влияние на мотивацию) и «факторы контекста», или «гигиенические факторы» (факторы, оказывающие отрицательное влияние на мотивацию, назначающие неудовлетворенность от работы).
К мотиваторам Герцберг отнес:
1)  достижения;
2)  признание успеха;
3)  интерес к работе как таковой;
4)  ответственность;
5)  продвижение по службе;
6)  возможность профессионального роста. К факторам контекста Герцберг отнес:
1)  способ управления;
2)  политику администрации;
3)  обстоятельства труда;
4)  межличностные отношения на рабочем месте;
5)  заработную плату;
6)  неуверенность в стабильности;
7)  влияние работы на частную жизнь.
Герцберг пришел к крайне интересным выводам. В частности, он заключил, что мотиваторы, вызывающие удовлетворенность работой, связаны в первую очередь с содержанием работы и внутренней потребностью личности в самовыражении. В то же время факторы, вызывающие неудовлетворенность работой, связаны прежде всего с недостатками работы и внешними условиями.
Еще один интересный решение Герцберга состоял в том, что факторы-мотиваторы и факторы контекста совершенно несимметричны и не оказывают одинакового воздействия. Так, факторы контекста, принимая отрицательное значение, вызывают неудовлетворенность работой.
Если же эти факторы в целом не выходят за пределы ожидаемого или желаемого, повышения мотивации они не вызывают. Другими словами, низкая заработная плата способна взорвать мотивацию работника, но ее повышение вряд ли повысит его желание работать.
С другой стороны, факторы-мотиваторы оказывают положительное влияние на мотивацию при положительном значении, тогда будто их снижение также не сказывается на мотивации. Обращаясь к конкретному примеру, можно утверждать, что, с точки зрения теории Герцберга, повышение по службе способно повысить мотивацию, все-таки ее отсутствие не окажет особо негативного воздействия.