Экономические тенденции

Категория: Написание, разработка и составление бизнес-плана

Счет в банке, ипотека, ссуда на автомобиль и кредитные карточки являются относительно простыми финансовыми инструментами, которыми все мы пользуемся каждый день. Они представляют собой нечто вроде клея, скрепляющего экономическую систему. Экономика, по большому счету, — сложная и запутанная вещь, но самой
большой ее тайной является то, что почти никто, кажется, не понимает, как работают главные экономические факторы.
Экономика определенно выглядит как точная наука. Числа, которыми оперируют в экономике, называются индикаторами. К ним относятся процент инфляции, темп роста, процентная ставка, валютный курс, уровни производительности, показатели безработицы, индекс цен, и т.д., и т.п. (список можно продолжать до бесконечности). Но когда речь заходит о прогнозировании уровня этих показателей (и о том, что это значит для потребителей и компаний), наука приобретает весьма субъективный характер. Вряд ли два экономиста придут к согласию в отношении направления, величины или значимости перечисленных индикаторов.



Тем не менее экономисты сходятся во мнении относительно некоторых ключевых положений экономической науки.
Экономические показатели постоянно изменяются.
Иногда показатели поддаются прогнозированию.
Они некоторым образом связаны с эффективностью экономики.
Экономика в целом влияет на бизнес-среду.
Такая экономическая неопределенность не очень радует. Но экономические тенденции настолько важны, что их необходимо отслеживать, даже если ваша информация неполна. Наиболее важные для вашей отрасли экономические тенденции должны быть включены в разделы вашего бизнес-плана "Бизнес-среда" и "Финансовый обзор". Какие именно показатели надо держать в поле зрения? Ответ полностью зависит от характера вашего бизнеса.
Если вы, к примеру, продаете новые автомобили, то большинство ваших покупателей финансируют свои покупки за счет кредита, который нужно выплачивать ежемесячно в соответствии с процентной ставкой. Поэтому низкие процентные ставки крайне важны для общего состояния индустрии автомобилестроения. Процентные ставки поднимают или подрывают рынок жилищного строительства по этим же причинам. Если вы работаете в отрасли ресторанов быстрого питания, вам требуются хорошие работники без специального образования. Их наличие тесно связано с размером оплаты труда и уровнем местной безработицы. Как экспортеру, вам, вероятно, понадобится знание валютных курсов.
Ниже рассмотрены четыре показателя, отражающие основные тенденции в экономике, за которыми вы должны пристально следить.
Когда на земле царили динозавры розничной торговли
1930-е и 1940-е годы были тяжелыми временами для всех. Но и в период Великой депрессии, и в годы Второй мировой войны американцы всегда могли рассчитывать на то, что найдут все необходимое (от дамских сумочек до стройматериалов), посетив магазины Sears, Roebuck & Со. или Montgomery Ward. Эти два гиганта розничной торговли стояли у истоков организации универсамов. На протяжении десятилетий между ними велась ожесточенная борьба за доминирование на американском рынке массовой торговли.
После окончания Второй мировой войны обе компании изучили внешнюю бизнес-среду, и будущее экономики США виделось им по-разному. Sears видела блестящее завтра, в котором неудовлетворенный спрос, сдерживавшийся войной и депрессией, приведет к беспрецедентному росту. Montgomery Ward экономический ландшафт представлялся совсем в другом свете: она полагала, что война была только короткой паузой в продолжавшейся депрессии. Sears начала быстро расширяться, особенно в возникающих повсюду пригородах. Wards же затаилась в ожидании предсказанного ею спада.
Простое расхождение во мнениях? Нет, прогноз экономической тенденции обернулся катастрофой для Wards, поскольку Sears в дальнейшем полностью вытеснила ее, став для целого поколения американцев самым авторитетным розничным торговцем. Сегодня тенденция такова, что уже Sears вынуждена бороться за свое существование с приверженцами Wal-Mart и Costco. A Montgomery Ward превратилась в настоящего динозавра, древнего и почти забытого.
ВВП. Валовой внутренний продукт, или ВВП, — это суммарная стоимость ежегодного производства товаров и услуг страны. Является самым основным критерием экономики. Изменение ВВП из года в год является зеркалом состояния экономики. Умеренный постоянный рост ВВП говорит о здоровой экономике с расширяющимися возможностями для различного бизнеса. С другой стороны, снижение ВВП часто приводит к снижению спроса на товары и услуги, увеличению конкуренции и уменьшению прибыли для всех.
Однако нельзя все сводить только к ВВП. Бизнес может развалиться даже в условиях экономического подъема, и, наоборот, даже в самые худшие времена индустрия развлечений загребает деньги лопатой. Не надо полагаться только на ВВП — посмотрите, насколько ваша отрасль и ваша компания эффективны на общем экономическом фоне.
Процентные ставки. Процентные ставки — это просто цена кредита, т.е. сколько надо заплатить банку за пользование его деньгами за определенный период времени. Если период кредитования колеблется от одного месяца до двух лет, используются краткосрочные ставки. Долгосрочные ставки применяются к кредитам, срок погашения которых может растягиваться на 30 лет (в случае залога недвижимости). Стоимость денег оказывает влияние на все аспекты экономики, начиная от бытовых расходов и заканчивая расширением бизнеса.
Краткосрочные процентные ставки в США, в основном, устанавливаются Федеральным резервным банком в Вашингтоне, владеющим банковским счетом государства. По мере распространения вездесущей кредитной карточки краткосрочные ставки оказывают влияние на способы совершения покупок, так что, если вы подумываете о развертывании бизнеса в розничной торговле, обратите особое внимание на краткосрочные ставки.
Долгосрочные процентные ставки поднимаются и падают на корпоративных и государственных рынках ценных бумаг. Долгосрочные ставки оказывают огромное влияние на возможности потребителей приобретать дома, машины, что-нибудь крупное и дорогое, поскольку такого рода приобретения обычно финансируются за счет долгосрочных кредитов. Вот почему долгосрочные ставки оказывают большое влияние на потребительский спрос на дорогие вещи. Кроме того, они влияют на такие деловые решения, как строительство новых крупных заводов или покупка дорогого современного оборудования.
Уровень инфляции. Инфляция — это постоянное повышение зарплат и цен. От инфляции постоянно страдает экономика. Первыми сталкиваются с показывающей свое мерзкое нутро инфляцией потребители, так как повышаются цены, обесцениваются деньги, и за них уже нельзя купить того, что раньше.
При высоком уровне инфляции для компаний, как и для потребителей, все становится дороже: начиная с материалов и заканчивая зарплатами и пособиями служащим. Внимание инвесторов начинают привлекать предметы, имеющие подлинную ценность: золото, недвижимость и произведения искусства — все то, что хоть как-то защитит их от обесценивающихся с каждым днем денег. Потребители могут брать большие кредиты, частично для оплаты более высоких цен, а частично потому, что они могут вернуть сегодняшнюю наличность деньгами, которые уже столько не стоят. Кредиторы тоже это понимают, в результате процентные ставки растут и растут. Все это, как правило, ложится тяжким бременем на экономику на протяжении всего времени, и инфляция, если ее не обуздать, в конце концов приведет к экономическому спаду.
Однако не все компании в равной степени страдают от инфляции. Если вы, например, занимаетесь добычей благородных металлов, нефти или продажей недвижимости, то время инфляции — это воистину золотое время для вас. Вы должны постоянно сохранять баланс между основными экономическими тенденциями, влияющими на ваш бизнес.
Курс валют. В прошлом курс американского доллара по отношению к немецкой марке или японской иене интересовал лишь крупнейшие транснациональные компании, так как экономика США не слишком зависела от экономики других стран. Сейчас все изменилось. В современной мировой экономике рост или падение доллара может оказать огромное влияние на всю отрасль. Ваши поставщики, конкуренты и потребители могут быть разбросаны по всему миру, независимо от того, в какой отрасли вы работаете и какого размера ваша компания.
Относительный курс валюты меняется ежедневно по целому ряду причин, поэтому невозможно предсказать краткосрочные колебания курса американского доллара. С другой стороны, долгосрочные валютные тенденции предсказать несколько легче.
Например, когда курс американского доллара относительно низкий, становится выгодно приобретать американские товары, у потребителей по всему миру появляется некоторый дополнительный стимул покупать американское. Чтобы сохранить конкурентоспособность, иностранным производителям приходится снижать цены (и, соответственно, прибыль) или пассивно наблюдать, как уменьшается их доля рынка. У этих компаний имеется еще третий путь: приехать в Америку, развернуть производство и производить продукцию, используя преимущества слабого доллара.
Обратное также справедливо. Крепкий доллар приводит к снижению цен на иностранную продукцию, к увеличению доли импорта, а иногда и к перемещению американских компаний за рубеж, чтобы полностью воспользоваться преимуществами более дешевой иностранной валюты.