Финансовый прогноз

Категория: Написание, разработка и составление бизнес-плана

Пока никто не изобрел способа в точности предсказывать будущее. Единственное, что мы знаем определенно, — это то, что в будущем мы столкнемся с неопределенностью.
Каждый день вы принимаете решения, основываясь на вашем личном представлении о том, что вас ждет впереди. Хотя в результате положение дел зачастую оборачивается для вас полной неожиданностью, ваши предположения в отношении будущего, по крайней мере, служат основой планирования вашей жизни. Ваши ожидания — неважно, насколько они оправданы, — побуждают вас к постановке задач, движению вперед и достижению целей в будущем.
Примерно в таком же стиле вы можете мыслить о будущем вашей компании. Любой финансовый прогноз начинается с предположений. Предположения, которые вы выстраиваете относительно вашей отрасли и рынка (например, вы считаете, что у вас не появится новых конкурентов, что новая технология войдет в моду или что клиенты останутся вам верны), служат отправной точкой вашего плана. Ваши надежды на будущее сказываются на ближайших задачах и долгосрочных целях, устанавливаемых вами для компании.
Следует отдавать себе отчет в том, как строятся деловые предположения и что служит их источником. Когда речь идет о построении финансового прогноза, ваши предположения так же важны, как и ваши цифры. Если вы убеждены, что на рынке не появятся новые конкуренты, вы должны объяснить, почему. Если вы предвидите наступление периода технологических нововведений, обоснуйте ваши доводы. Не прячьте ваши деловые предположения, держите их на виду. Ясно сформулируйте их в разделе, посвященном финансовому анализу вашего бизнес-плана.
 Только в этом случае ваши финансовые прогнозы будут заслуживать доверия и принесут пользу. Если все ваши предположения обоснованны и четко изложены, они не останутся незамеченными.
Любой, кто просматривает ваш прогноз, в точности знает, что за ним стоит.
Вы в точности знаете, что делать, если вам необходимо внести изменения в ваши предположения.
Набираясь жизненного опыта, вы понимаете, что не всегда легко прийти к таким прогнозам, в которые действительно веришь. Вы можете доверять одним цифрам (объем продаж в следующем году) больше, чем другим (объем совершенно нового рынка). Ваши предпочтительные оценки формируют базис для некоторых финансовых прогнозов. Наконец, вы можете применить сложные методы трансформации чисел, чтобы прийти к другим показателям. Постепенно вы поймете, каким мощным и полезным инструментом планирования может быть финансовый прогноз. Вы обнаружите, что прибегаете к нему для ответа на всевозможные важные вопросы.
Каковы будут потребности вашего предприятия в наличности в следующем году?
Может ли ваша компания покрыть свои долговые обязательства в следующие три года?
Обеспечит ли ваш бизнес-план прибыльность в этом году?
Достигнет ли ваша компания своих общих финансовых целей?
Расценивают ли инвесторы вашу компанию как привлекательное деловое предложение?
Когда на кон поставлено так много, финансовый прогноз безусловно стоит затраченных на него времени и усилий. Однако прогноз может стать прямой дорогой к ошибкам. Слышали ли вы когда-нибудь выражение хакеров: "Мусор на входе, мусор на выходе"? То же справедливо и в отношении финансовых прогнозов. Они хороши ровно настолько, насколько точны положенные в их основу числовые данные. Если цифры бьют мимо цели, это может быть вызвано одной из следующих причин:
далекими от реальности ожиданиями; необъективными предположениями; непроверенным прогнозом.
Далее анализируются финансовые отчеты, которые составляют финансовый прогноз. После того, как мы объясним вам, каким образом свести эти отчеты воедино, мы укажем на то, какие показатели являются наиболее важными, а какие — наиболее чувствительны к изменениям.
Для составления финансового прогноза можно использовать документы, отражающие финансовое состояние компании. Только представленные в них цифры будут носить не итоговый, а перспективный характер и отражать не фактическое состояние дел, а предположения о состоянии финансов компании в будущем.
И вновь начнем с отчета о доходах.