Формулировка миссии компании

Категория: Написание, разработка и составление бизнес-плана

В последние несколько лет формулировка миссии компании приобрела большую популярность в различных областях бизнеса. Многие из нас помнят времена, когда подобные документы можно было увидеть на доске объявлений в каком-нибудь кафе. Их игнорировали все, за исключением разве что самих авторов. Теперь такого не встретишь. В наше время все больше и больше компаний выставляют свои кредо на всеобщее обозрение. Whole Foods, компания национального масштаба, производящая натуральные пищевые продукты, нарочито вывешивает свою формулировку у входа в магазин. Некоторые компании помещают ее в своих проспектах и даже на своих логотипах, а еще размещают на собственном Web-сайте.
Действительно, разыскивая в Интернете какое-либо предприятие, крупное или небольшое, используйте термины наподобие формулировка миссии, и, скорее всего, вы найдете то, что искали. Оркестр Cotati Philharmonic поместил формулировку своего кредо на конвертах для сбора пожертвований: "Пусть красота музыки и сила нашей общины живет и служит всем нам". Ну кто, скажите, не пожелает принять в этом участие?
Многие компании пришли к выводу, что формулировка миссии может служить мощным средством, позволяющим донести смысл вашей предпринимательской деятельности как до сотрудников, так и людей вне вашего бизнеса. Миссия декларирует, кто вы и чем вы занимаетесь.
Чтобы ее изложение достигло желаемого эффекта, отразите в нем следующие моменты.
Осветите деятельность компании, включая рынки, на которых она работает, географические регионы, в которых она представлена, а также перечень предлагаемых ею товаров и услуг.
Подчеркните те аспекты, которыми ваша компания выделяется на фоне остальных, работающих в той же отрасли.
Перечислите результаты, которых вы намерены добиться в ближайшие несколько лет.
Выражайтесь ясно, кратко, информативно и интересно. (Впрочем, немного высокопарности тоже не повредит.)
Приступаем
Формулировка миссии не должна быть многословной. В действительности, чем она короче, тем лучше. Но даже при этом необходимость сформулировать кредо компании может показаться невыполнимой задачей, напоминающей восхождение на Эверест создания бизнес-планов. Одна из причин этого кроется в том, что формулировка миссии должна в нескольких предложениях резюмировать некие великолепные идеи. Другая причина состоит в том, что написание формулировки миссии требует от составителей бизнес-плана задаться некоторыми фундаментальными вопросами и дать на них четкие ответы. Не забывайте также, что ваша формулировка миссии должна непосредственно отражать систему ценностей и видение вашей компании .
Однако некоторые предварительные приготовления могут упростить задачу. Существуют некие основополагающие вопросы, ответив на которые, вам будет проще сформулировать кредо компании. Пусть вас не смущает, что на этом этапе ответы будут довольно общими, поскольку сейчас вас интересуют лишь факторы, лежащие в основе миссии компании. Изучив ваши цели и методы конкуренции, ответьте на такие вопросы.
Каких клиентов или какие их группы намерена обслуживать ваша компания?
Какие товары и услуги ваша компания планирует предлагать?
Какие потребности клиентов вы хотите удовлетворить?
Чем товары, производимые вашей компанией, отличаются от товаров, предлагаемых конкурентами?
Какие дополнительные выгоды получат клиенты в случае, если они отдадут предпочтение вашей компании, а не компании-конкуренту?
Насколько быстро изменяются ответы на вышеперечисленные вопросы?
Другими словами, толковое изложение кредо компании должно ответить на основной вопрос:
Что собой представляет ваш бизнес?
Формулировка заслуживающей внимания миссии требует привлечения к процессу менеджеров, знакомых со всеми аспектами ведения бизнеса компании. Прежде, чем приступить к работе, советуем вам сделать следующее.
1.  Соберите небольшую группу людей, отвечающих за основные функции и виды деятельности компании.
Если у вас действительно маленькая компания, пригласите в эту группу друзей, бывших сотрудников и даже свою "вторую половину".
2.  Попросите группу подготовиться к этой встрече, сформулировав ответы на вопросы, приведенные выше.
3.   Приведите доводы в пользу важности формулирования миссии компании и обсудите их.
4.  Запланируйте несколько неформальных встреч, на которых члены группы смогли бы высказать свои идеи. Далее — "мозговой штурм", и приступайте к формированию согласованного мнения.
5 — Чтобы добиться формулировки, приемлемой для всех, проведите нужное количество совещаний, на которых перерабатывайте и пересматривайте различные варианты.
Достойная формулировка кредо отличается ясностью, краткостью и легкостью в понимании. Она также должна быть своеобразной (отличаться от формулировок конкурентов) и современной (отражать положение дел в компании в настоящий момент).
ИзлоЖите суть Вашего бизнеса в 50-ти словах
Картина вашего бизнеса, запечатленная в изложении кредо компании, должна быть неотразимой. Тут мы говорим об осязаемом образе компании. Вот как можно было бы сформулировать миссию гипотетической компании Global Gizmos (что переводится приблизительно как "Всемирная Штуковина"; занимается она, естественно, производством всяких "штуковин"). Начинаем с неожиданного заявления:
Наша штуковина предоставит людям уникальную возможность, где бы они ни находились.
Для начала не так уж плохо: кое-что сказано о географии и отличительных чертах. Но это еще не все. Чтобы как-то перейти к деятельности компании, ее возможностям и достижениям, продолжим изложение:
Мы предлагаем штуковины высочайшего класса ни с чем не сравнимой ценности в мировой индустрии штуковин, они позволят нашим потребителям быть лидерами в своей области.
В таком заявлении говорится о том, чем же занимается компания (производство штуковин высочайшего класса), какую отрасль компания обслуживает (индустрия штуковин) и что ее выделяет на фоне конкурентов (несравненная ценность, позволяющая потребителям занять лидирующие позиции в своей области). Энергичность изложения придает гораздо больше убедительности звучанию кредо по сравнению с предыдущим вариантом.
Каким же образом настоящие компании умудряются высказаться о своей деятельности, пользуясь полусотней слов? Несколько примеров прояснят ситуацию.
Otis Eleator {ведущий производитель лифтов). Наша миссия состоит в том, чтобы дать каждому нашему потребителю возможность перемещать людей и предметы вверх, вниз и в стороны на короткие расстояния с наибольшей безопасностью.
Keystrokes Word Processing {небольшая компания, предлагающая секретарские услуги). Наша миссия состоит в предоставлении быстрых и надежных услуг по обработке текстов и компьютерной графике; мы стремимся заслужить в местном деловом мире репутацию лучших специалистов по работе с текстами, способных решать как небольшие, так и серьезные задачи.
Подразделение Saturn корпорации General Motors
{производитель автомобилей). Мы продаем разработанные и произведенные в США средства передвижения, которые лидируют в мире по качеству, цене и уровню удовлетворения потребителей, путем объединения людей, технологии и методов управления, а также распространяем знания, технологию и опыт внутри всей корпорации General Motors.
Whole Food Market {компания-производитель натуральных продуктов питания). Мы очень придирчивы к тому, ЧТО мы продаем, мы привержены строгим стандартам качества и доверяем только проверенной агрономии. Мы верим в добродетельный цикл, охватывающий пищевую цепь, людей и Матушку Землю: каждое из звеньев связано с другими посредством чудесного и тонкого симбиоза.
Американский Красный Крест. Наша миссия — повышать качество жизни человека, развивать уверенность в себе и внимание к ближнему, помогать людям избегать опасностей, готовиться к ним и преодолевать их.
Зоопарк Сан-Диего {всемирно известный зоологический парк). Зоологическое общество Сан-Диего — организация, которая занимается сохранением, образованием и восстановлением. Она посвятила себя воспроизводству, защите и показу животных, растений в их естественной среде.
Корпорация Palm {производитель ноутбуков). Наша миссия состоит в улучшении жизни людей и организаций за счет предоставления им власти над информацией, связью и развлечениями в любое время и в любом месте. Компания Palm предоставляет устройства, которые облегчают людям использование и отслеживание того, что для них является важным.