Контроль как функция управления. облики контроля

Категория: Принятие решений

Контроль. Под контролем понимают процесс, направленный на обнаружение количественных и качественных отклонений от запланированных показателей. О количественных отклонениях говорят в том случае, если задача выполняется, но недостаточно хорошо (например, выпущено продукции меньше, чем планировалось). Качественные отклонения имеют место тогда, когда задание не выполняется (например, к выпуску партии товара еще не приступили).
Управленческий контроль включает в свой состав три важных компонента:
  установление стандартов. Контроль трудно осуществлять, если цели не являются конкретными. В этом случае возникает опасность несогласия относительно того, является ли деятельность работника результативной: работник будет убежден, что выполнил все, что от него требуется, тогда как руководитель довольно придерживаться иного мнения. Чтобы избежать этого, необходимо как можно более четко определять цели и делать это таким образом, чтобы было легко установить, выполнены ли задания;
   сопоставление достигнутого за некоторый период с тем, что было запланировано. Если цели хорошо определены, то всегда можно сказать, в какой степени они были достигнуты. Кроме того, это приносит возможность судить о том, можно ли считать работу выполненной. Хорошо сформулированные цели помогают определить, что еще необходимо сделать;
   указание на способы исправления ошибок. Если программа не выполнен, необходимо определить, что еще следует сделать. Иногда на этом этапе приходится пересмотреть стандарт, поскольку требования не всегда бывают реалистичными.
Контроль не всегда повергает к обнаружению отклонений. Если же это произошло, необходимо каким-то образом влиять на ситуацию. Существует две основные формы согласования плана и реального положения:
1)   изменение программы и его подгонка под реальные обстоятельства;
2)   ужесточение требований с целью выполнения плана.
Каждый из этих вариантов имеет как достоинства, так и недостатки. И подлинно , попытка снова войти в сроки, установленные в плане, — это проявление твердости и целеустремленности. Однако обычно такой путь требует привлечения дополнительных ресурсов, которые можно было бы направить на достижение других целей. Изменение плана — более реалистичный шаг, однако он также может привести к осложнениям (потере времени и ресурсов, расторжению договора с заказчиком, штрафам, выплате неустоек и т. д.). Поэтому выбирать способ избавления от обнаруженных отклонений необходимо
с учетом ситуации, на основе анализа возможных путей развития событий.
В настоящее время все большее и большее распространение получает концепция контроллинга. В соответствии с этой концепцией функция контроля должна быть выделена в виде особого подразделения. Любое предприятие нуждается в порядку постоянной оценки того, как действует предприятие в целом, а также его подразделения и отдельные сотрудники (как руководители, так и подчиненные). Особенно важно, насколько деятельность предприятия в целом и любого его сегмента соответствует стратегическим целям, стоящим перед предприятием. Это особенно важно, поскольку любые отклонения от стратегических целей могут привести к серьезным последствиям. Контроллинг — это система, позволяющая осуществлять такой контроль и своевременно принимать решения для того, чтобы стоящие перед предприятием стратегические цели были достигнуты независимо от изменений, происходящих в хозяйственной условия .
Виды контроля. Контроль может принимать самые разнообразные формы в зависимости от того, какие цели он преследует. Поэтому будущий руководитель должен знать, для каких целей проверка может использоваться. Незнание видов контроля может привести к тому, что информация, которую руководитель будет стремиться получить, будет однобокой, необъективной, а следовательно, и степень обладания ситуацией у такого руководителя будет крайне низкой.
Прежде всего, различают предварительный, текущий и итоговый контроль.
Предварительным контролем называют контроль, который предшествует активной деятельности и, тем более, каким-то результатам. Основная задача предварительного контроля состоит в том, чтобы выяснить, готова ли организация или ее подразделение к выполнению тех или других задач.
Предварительный контроль может быть направлен на персонал организации, оборудование, систему управления, условия труда, материальные и финансовые ресурсы предприятия, продукцию и т. д.
Предварительный контроль позволяет получить очень важные результаты. Если организация или ее подразделение не готовы к выполнению определенных задач, для того, чтобы это стало возможным, необходимо изыскивать дополнительные ресурсы или средства, а также принимать организационные меры, направленные на улучшение ситуации. Если же такая готовность имеется; можно спокойно приниматься за новое дело. Своевременный контроль, этаким образом, помогает со значительной долей вероятности исключить возникновение непредвиденных ситуаций и неотвратимых ошибок.
Предварительный контроль персонала осуществляется при помощи таких средств, как тестирование, собеседование и исследование личных документов. В зависимости от поставленных целей определяется и содержательная сторона используемых средств (например, характер вопросов).
Текущий контроль направлен на деятельность организации и осуществляется с баста зрения стратегических и тактических целей, которые стоят перед ней.
Текущий контроль имеет две основные разновидности — стратегический и оперативный контроль.
Цель стратегического контроля состоит в апробации деятельности организации на соответствие ее стратегическим целям. Напомним, что стратегические цели отражают наиболее важные результаты, которые стремится достичь организация за определенный срок.
Стратегический контроль может иметься как количественным, так и качественным. В последнем случае контролироваться могут такие аспекты деятельности предприятия, как внедрение научных разработок, новых технологий, улучшение условий труда и т. д.
Цель оперативного контроля — определить соответствие текущей деятельности определенным критериям, нормативам и параметрам. В силу этого оперативный контроль в большей степени связан с производством, чем стратегический контроль.
Как правило, объектами текущего оперативного контроля являются соблюдение норм и нормативов, действующих на производстве, соблюдение распорядка работы, движение изделий в рамках технологического процесса, ватерпас текущих затрат денежных средств, наличие запасов сырья, материалов, неизготовленной и готовой продукции, качество продукции.
Оперативный контроль, фактически, сливается с оперативным управлением, поскольку сориентирован на решение текущих, актуальных задач. Дело в том, что результаты, полученные при помощи оперативного контроля, требуют моментального принятия решений: получение информации об отклонении, например, в производственном процессе должно сразу же вылиться в решение, связанное со способом устранения этого нарушения. Кроме того, оперативное управление обычно не допускает приостановки производственного процесса, все изменения в соответствии с решениями должны вноситься без приостановки процесса производства.
Итоговый контроль направлен на выяснение того, были ли достигнуты запланированные показатели.
Как правило, итоговый контроль относится не только сравнения запланированных показателей с реальными. Он предполагает также
выявление причин, по которым результаты именно такие. Кроме того, итоговый контроль является основанием для составления имеющихся планов, а также рекомендаций и указаний для работников.
С точки зрения степени охвата, различают сплошной (полный) и выборочный контроль.
При сплошном контроле обследуется весь объем выполненной работы, то есть каждая единица выполненной продукции.
Сущность выборочного контроля состоит в том, что проверяется не весь объем работы, а некоторая случайно избранная ее часть.
К выборочному контролю прибегают в том случае, когда нет возможности проверить каждую единицу контроля. Например, далеко не всегда есть возможность проверить качество каждой кола большой партии товара. В этом случае и проводят выборочный контроль. Наличие статистических закономерностей позволяет на основании проверки части партии с большей или меньшей степенью достоверности предположить, например, насколько бракованного товара будет содержаться во всей партии. А это позволяет предсказать, сколько товара будет возвращено и потребуется заместить качественным товаром.