Кривая опыта

Категория: Написание, разработка и составление бизнес-плана

Очень часто лидерство по затратам захватывается или утрачивается в зависимости от показателя кривой опыта, определяющего снижение затрат на единицу продукции при производстве и продаже товара или оказании услуги в течение некоторого времени .
Кривая определяет реальную себестоимость для разнообразных обычных бизнес-расходов: строительство завода, оборудование, рабочая сила, аренда помещения, административные расходы, реклама, распределение, зарплата — все, кроме самого сырья для производства товара. Совокупная стоимость всех этих затрат имеет тенденцию к снижению, если те равномерно распределены по всем производимым товарам или оказываемым услугам.
В основе кривой опыта лежат факторы, перечисленные ниже.
Масштаб. Масштаб отражает тот факт, что у вас имеются фиксированные бизнес-расходы, не зависящие от объема производства и продаж. (К фиксированным расходам обычно относятся арендная плата, приобретенное оборудование и некоторые из ваших коммунальных платежей.) Чем больше будет производиться продукции, тем большую прямую выгоду вы получаете от масштаба, поскольку фиксированные расходы на единицу продукции автоматически снижаются.
Давайте задумаемся на минутку о штуковинах (помните компанию Gizmos?). Предположим, что вы арендовали за 1000 долл. в месяц здание для развертывания производства штуковин. Поэтому, чтобы не потерять деньги, вы должны добавить расходы на аренду к стоимости производимых штуковин. Может быть, за первый месяц вам удастся выпустить только 10 штуковин. Независимо от их стоимости, в цену каждой штуковины следует заложить 100 долл.



арендной платы (разделим 1000 на 10 единиц продукции). При росте производства до 100 единиц в следующем месяце, к цене каждой штуковины надо добавить уже только 10 долл. за аренду (разделим 1000 долларов на 100). Так вы снижаете арендные затраты на единицу продукции на целых 90%. Такой фактор, как масштаб, полезен для ведения бизнеса и достижения практических результатов.
Размах. Фактор размаха в чем-то похож на эффект масштабирования, однако выгоды в стоимости образуются при охвате больших сегментов рынка или предложении нескольких товаров, имеющих общие накладные расходы, связанные с рекламой, сервисным обслуживанием и распределением. Эти расходы не являются фиксированными, но вы автоматически получаете выгоду от размаха, если запущенная вами реклама охватит больший рынок, а грузовики-будут доставлять во все торговые точки 2-3 различных товара вместо одного.
Обучение. По мере обучения общие затраты на ведение бизнеса неуклонно снижаются. Помните, как трудно было вам завязывать шнурки на ботинках в первый раз? Тяжелая работа. Сейчас вы можете сделать это даже во сне. Что же случилось? Чем чаще вы завязывали шнурки, тем лучше это у вас получалось. Данное утверждение справедливо для любого вида деятельности, будь то работа на заводе, у компьютера или в конференц-зале. Вы (и ваши работники) тем скорее будете совершенствоваться в чем-то, чем больше будете этим заниматься.
Общее правило гласит, что все перечисленные факторы приводят к результату, известному как 80-процентная кривая опыта. Всякий раз при удвоении выпуска продукции себестоимость единицы продукции снижается на 20%, т.е. она равна 80% стоимости единицы начальной продукции.
Выгода от экономии затрат, получаемая благодаря опыту вашей компании, может несколько варьироваться. Во многом она зависит от специфики вашей отрасли. Некоторые отрасли вообще не имеют никаких преимуществ опыта. Это относится к тем из них, в которых стоимость сырья настолько высока, что совершенно не оставляет места увеличению прибыли за счет опыта. Во многих отраслях обслуживания опыт также не дает никаких особых преимуществ. Профессионализм парикмахера и его работа не особенно повлияют на затраты компании, так как мытье головы и стрижка каждого посетителя все равно будут занимать у него около часа (хотя клиенты, которым сделали комплимент по поводу того, как они потрясающе выглядят, вновь придут к этому мастеру).