Культурные тенденции

Категория: Написание, разработка и составление бизнес-плана

Возьмем пару лягушек и небольшую кастрюльку. Поставим кастрюльку на огонь и вскипятим немного воды. Опустим одну из лягушек в кастрюлю. Скорее всего, лягушка сразу же выпрыгнет из кастрюли на пол, а затем — за дверь. Пусть себе бежит.
Снова поставим кастрюльку на огонь, но сейчас ее наполним холодной водой и бросим туда вторую лягушку. Так как вода нагревается довольно медленно, лягушка сидит себе спокойно, не замечая повышения температуры. (Лучше не проводите подобный эксперимент дома, разве только вы не намерены пообедать лягушачьими лапками.) Какова мораль? Если не реагировать на медленные изменения, происходящие вокруг вас, можно и свариться.
Культурные изменения не происходят за одну ночь (в конце концов, и бэби-бумеры поседели только через много лет). Но за неспешной "ледниковой" скоростью этих тенденций скрыты и мощные разрушительные силы. Опасность заключается в том, что вы игнорируете эти
тенденции, думая, что сможете побеспокоиться о них позднее. Но будущее всегда наступает быстрее, чем мы того ожидаем. Культурные тенденции зачастую лежат в основе новых деловых возможностей, и вы должны обратить внимание на те из них, которые касаются вашей отрасли, в разделах "Бизнес-среда" и "Стратегия компании" вашего бизнес-плана. Предлагаем рассмотреть культурные сдвиги, описанные в следующих разделах.
Демографические изменения. Демография оперирует с обобщенным профилем конкретной группы населения, начиная с клиентов вашей компании и заканчивая населением страны. Демографические данные содержат пункты, представленные в анкете по переписи населения: возраст, пол и количественный состав семьи.
Перемены, происходящие в структуре нации, оказывают самое глубокое влияние на экономику и бизнес страны. Например, страны Западной Европы, Япония и США постоянно занимаются решением проблемы постепенного старения своего населения. Правительству надо позаботиться обо всех людях преклонного возраста, компаниям же надо определиться со структурой покупательского спроса этих людей.
Социальные изменения. Каждое общество — это совокупность ценностей, обычаев и традиций, оберегаемых и сохраняемых народом на протяжении веков. Конечно, социальное поведение с течением времени меняется, но люди расстаются со своими традициями медленно и очень неохотно. Например, американцы до сих пор стараются не отправлять своих детей летом в школу, хотя уже давно нет никакой надобности в их помощи на фермах.
Что же все-таки происходит с обычаями и традициями при изменении населения — когда люди переезжают с места на место, когда одна семья уже не похожа на другую, когда появляются новые жители со своими обычаям и традициями? Представьте себе все те возможности, которые предоставляются ресторанам национальной кухни (к примеру, японской, корейской, цейлонской и эфиопской), когда новые волны иммигрантов перемешаются в разные регионы страны.
Любое изменение во всеобщем социальном поведении, независимо от его скорости, может привести к колоссальным последствиям для вашей компании и для всей промышленности в целом.
Подноготная Lowes
Десятилетиями фирма Lowes управляла сетью старомодных магазинов по продаже стройматериалов на юго-востоке США. Основными ее клиентами были мелкооптовые подрядчики и мелкие строительные фирмы. Затем, в конце 1970-х годов, новый исполнительный директор угадал нарастающую тенденцию, к которой компания была не подготовлена, — рост числа людей, делающих все самостоятельно. Эти люди разительно отличались от прежних постоянных клиентов Lowes. Они не знали, что будут делать, они всегда полагались на консультации и советы, они хотели всего сразу.
Lowes подготовилась к таким переменам. И сейчас сеть магазинов Lowes распространена от Среднего Запада до Юго-Востока. Но это уже совсем не те лавки, что 20 лет назад. Большинство из этих поражающих своими размерами магазинов построены после 1988 года. Если зайти внутрь, перед вашим взором предстанут двери, окна, шкафы, прилавки, стойки, арматура, наружная обшивка, пиломатериалы, инструменты — список можно продолжать дальше. Если вдруг потребуется помощь, к вашим услугам проектировщики, дизайнеры интерьеров и даже специалисты по паркам и ландшафтам — и все это совершенно бесплатно.
Более 70% клиентов Lowes составляют розничные покупатели, а не подрядчики, и вместе с Ноте Depot компания владеет 30% рынка "умельцев". Половину клиентов составляют женщины, многие из которых делают покупки по кредитным карточкам Lowes, и благодаря высокому качеству обслуживания они возвращаются сюда снова. Lowes уделяет обслуживанию клиентов настолько большое внимание, что в каждом магазине имеется
координатор по обучению персонала, и каждую неделю все служащие должны посвящать час-два обучению обслуживания клиентов.
Lowes ухватила нарастающую культурную тенденцию роста доли домашних "умельцев" и, выработав стратегию, пересмотрела бизнес-план, ориентированный на захват большей доли рынка. Поэтому нет ничего удивительного в том, что компания, занимающая в списке американских компаний розничной торговли 14-е место, по-прежнему продолжает расти на 25-30% в год.
Изменения образа жизни. Перемены в образе жизни людей, влияют на то, как они работают, что покупают, как себя ведут и где живут. Приблизительно 10—15 лет назад по США прокатилась волна повального увлечения здоровым образом жизни. Сейчас промышленность занимается производством спортивной обуви, спортивной одежды, тренажеров, теннисных ракеток, горных мотоциклов, байдарок, йогуртов, диетических напитков, упаковок чистой воды и многих других товаров.
Вот перечень основных изменений в образе жизни, повлиявших на все отрасли промышленности.
Растущее равенство мужчин и женщин во всех сферах деятельности.
Надомные компании с дистанционным доступом.
Заказ покупок, обучение и развлечения не выходя из дому.
Профессионалы, сделавшие карьеру в нескольких областях
Альтернативные семейные ячейки.
Работающие пенсионеры.
Люди, рано вышедшие на пенсию.
Технологические тенденции
Можно говорить, что технология хороша, плоха или просто ужасна. Но любой из нас, несмотря на разницу во взглядах, согласится с тем, что технология — это всегда перемены. За последние 150 лет человечеством пройден путь от кабриолета до космических челноков и от "Пони-экспресс"  до Интернета.
Но всякая новая технология сама по себе еще не гарантирует стремительного изменения мира. Чаще всего технологии для завоевания прочных позиций требуется определенное время. Независимо от того, с какой скоростью новая технология вытесняет старую, этот процесс подчиняется кривой распространения, показывающей, как новая технология вторгается в промышленность. Когда новая технология наконец начинает преобладать, она распространяется быстрыми темпами.



Кривая распространения показывает, что для завоевания позиций любой новой технологии требуется определенное время. Когда (и если) технология входит в моду, обычно она быстро охватывает всю отрасль, потому что компании не хотят отставать. Период относительной стабильности наступает, когда большинство компаний, собиравшихся ее внедрить, уже сделали это.
Отказ от внедрения новой технологии, радикально изменяющей вашу отрасль, может повлечь за собой самые катастрофические последствия. Например, появление на рынке компакт-дисков выбило из колеи на несколько лет производителей виниловых грампластинок, проигрывателей и кассетных пленок. Технология DD быстро превращает видеомагнитофоны в предмет коллекционирования. Однако не все новые технологии оправдывают ожидания. Посмотрите на атомные электростанции, обещавшие экологически чистое производство дешевой электроэнергии в неограниченном количестве. Многие компании, клюнувшие на это, сейчас оказались заложниками огромных дорогих ядерных электростанций.
Для большинства новых зарождающихся технологий реальность лежит между двумя крайностями: громким успехом и возможной катастрофой. Возьмем, к примеру, электронику: появившиеся транзисторы распространились повсюду, не уничтожив при этом своих старших собратьев — вакуумные лампы. Во многих производствах по-прежнему используются лампы, так как в ряде систем они оказываются предпочтительнее. Старая технология упорно продолжает жить, потому что для определенных целей люди по-прежнему предпочитают лампы. Вспомните заупокойные службы по радио (предполагалось, что его в недалеком будущем вытеснит телевидение), очкам (выглядевшими как анахронизм по сравнению с контактными линзами) и бритвенным лезвиям (нонсенс в мире
электробритв), и что же? Покойник оказался скорее жив, чем мертв, и в настоящее время продолжает расти и крепнуть. Сейчас радиостанции — один их самых распространенных атрибутов действительности (люди по-прежнему отдают должное автомобильному радио), дизайнер очков всегда будет модным в глазах потребителя (поскольку мода зачастую превалирует над функциональностью), а продажа безопасных бритв и не думает сбавлять обороты (большинство людей предпочитают более чистое бритье, которое гарантируют безопасные бритвы). Что же говорят все эти примеры о тенденциях в технологии? Независимо от различия отраслей, можно сделать очевидные выводы.
Зачастую есть время приспособить устаревшие технологии ко всем появляющимся новшествам.
Устаревшие технологии можно развивать даже по прошествии периода их расцвета.
Новые технологии обычно нацелены на конкретный рынок.
Новые технологии создают новых потребителей, таким образом расширяя рынок.
Старые и новые технологии часто мирно сосуществуют многие годы.
Вам следует постараться предвидеть приход новой технологии и то, что произойдет в этом случае. Чтобы всегда быть готовым к возможным изменениям и возможным воздействиям на вашу отрасль, старайтесь быть в курсе основных современных технологий. Анализ каждой из них выполняйте следующим образом.
Выясните, какие исследовательские лаборатории специализируются на технологии, какие технические журналы и публикации ей посвящены. Убедитесь, что вы охватили академические, частные и государственные учреждения.
Посещайте все важные мероприятия и научные семинары, посвященные технологии, и подпишитесь на любые журналы и издания, имеющие к этому отношение.
Просматривайте пресс-релизы о технологии, следите за патентами в этой области.
Оцените потенциальные возможности своей компании по адаптации и использованию технологии в сравнении с аналогичными возможностями ваших основных конкурентов.
Регулярно анализируйте вероятность фундаментального технологического прорыва, контролируйте состояние незначительных постепенных улучшений в существующей технологии.
Хотя развитие технологии в вашей отрасли может быть совершенно непредсказуемым, за ним, по крайней мере, можно следить на протяжении длительного времени и принимать во внимание при составлении бизнес-плана. Технологии, успешно продвигающиеся в незнакомых вам областях, следует знать для возможного дальнейшего использования. Когда в 1959 году на рынке появился первый копировальный аппарат Xerox, создатели мимеографических машин остались к этому равнодушны. Когда же в 1970 году Hewlett-Packard выбросила на рынок свой первый карманный калькулятор, производители логарифмических линеек моментально ушли в забвение. Поэтому возьмите себе за правило постоянно отслеживать все технологические тенденции, даже если они не имеют непосредственного отношения к вашему бизнесу. Так вы лучше подготовитесь к неожиданным возможным переменам.