Методы управления

Категория: Принятие решений

Методы управления являются одновременно инструментом воздействия руководителя на подчиненного и способом их взаимодействия. В менеджменте принято выделять 3 вида методов управления: 1) командный; 2) экономический; 3) социально-психологический.
Методы управления, используемые в организации, обладают приоритетное значение, поскольку благодаря этому она приобретает черты, характерные для данного метода.
Командный метод предполагает использование административных механизмов (приказов, распоряжений, указаний), а также нормативных
механизмов (закон, положение, инструкция, план, спущенный сверху и обязательный для выполнения). С экономической точки зрения, он опирается главным образом на использование физических механизмов, то есть выплату процента с прибыли, цену продукта (назначенную), зарплату (назначенную), материальные санкции, установленные сверху. Достаточно узок и набор социально-психологических способов управления, которые он использует: это, как правило, меры вроде выговора, объявленного в приказе, награждения грамотой по распоряжению руководства, благодарности в приказе, введения плана социального развития коллектива и мероприятий по его реализации. При командном методе управления отношения руководителя и подчиненного — это отношения власти и подчинения. Этот метод имеет достоинства:
1)   он снабжает единство воли руководства в достижении цели;
2)   не предполагает крупных материальных затрат;
3)   в малых организациях оперативно достигаются цели и обеспечивается быстрая реакция на модифицирование внешней среды.
У командного метода имеются недостатки:
1)   практически полностью подавляются или, по крайней мере, не приветствуются инициатива и творческая работа;
2)   не употребляются действенные стимулы труда, а потому могут возникать антистимулы;
3)   в крупных организациях менеджеры оказываются не заинтересованными в повышении компетентности, формируется бюрократический аппарат управления, требуется громоздкая система контроля.
Экономический метод непосредственно связывает управление с материальным стимулированием, когда назначается договорной процент отчисляемой прибыли, договорная цена продукта, договорная зарплата, материальные санкции, предусмотренные договором. В рамках экономического метода управления отношения между руководителем и подчиненным договорные, причем они носят ярковыраженный товарно-денежный характер («как работаешь, так и получаешь»). начальник и подчиненный имеют достаточно свободы, необходимой для реализации их интересов в договорном процессе.
Достоинства этого метода состоят в том, что
1) стимулируется проявление инициативы,
2)  осуществится творческий потенциал работников на основе удовлетворения материальных потребностей.
Метод также имеет недостатки, которые сводятся в основном к тому, что остаются неудовлетворенными многие потребности, лежащие вне круга материального интереса, а это снижает мотивацию.
Социально-психологический метод опирается на договорные механизмы: убеждение, критика, информирование, выступление руководителя перед людьми. При употреблении социально-психологических методов управленческие отношения между руководителем и подчиненным также договорные, но без специфической материальной, товарно-денежной основы.
Достоинства метода заключаются в том, что
1)   подключаются механизмы трудовой мотивации, не связанные с удовлетворением материальных потребностей;
2)   практически не требуются материальные затраты. Очевидные недостатки этого метода состоят в том, что
1)   оказывается довольно трудно прогнозировать результаты;
2)   не используются стимулы, опирающиеся на материальные потребности людей.