На что расходуются ресурсы

Категория: Написание, разработка и составление бизнес-плана

Цепочка ценности рисует портрет вашей компании таким, каким его видят ваши клиенты. Звенья цепочки отражают ценность, которую придают ваши клиенты различным сторонам ваших товаров и услуг. Наиболее сильные звенья заключают в себе ваше конкурентное преимущество на рынке и определяют вашу исключительную компетентность в бизнесе.
Поскольку цепочка ценности хорошо работает при оценке значимости видов деятельности компании, она пригодится и при составлении бизнес-плана. В частности, цепочка ценности незаменима при распределении дефицитных ресурсов по определенным видам деловой деятельности...
Приходилось ли вам когда-нибудь бывать на ипподроме? Если да, то вы помните тесные группки завсегдатаев, толпящихся вокруг трибун или у ограждения. Чем они заняты? Ну конечно, они делают ставки. Для этих профессионалов игра на скачках — серьезный бизнес. Они могут научить вас, как распределять наличные средства. Разумно ли распределять ограниченные ресурсы вашей компании поровну между всеми сферами деятельности? Скорее всего, нет. Всякий раз, когда вы выделяете время и деньги на определенный вид деятельности, вы делаете ставку. Игра здесь заключается в том, что выделенные вами ресурсы вкладываются в дело, начинают работать, добавляя ценность вашим товарам или услугам, и в конце концов совершают полный оборот, генерируя доход и прибыль.
Короче говоря, ваши финансовые отчеты многое вам говорят о том, как вы управляете своей наличностью, каковы ваши ставки и насколько крепко вы держитесь в седле. Однако ваши финансовые отчеты сами по себе не содержат ответа на вопрос: что делать.
А что же вам подскажет, на что ставить в первую очередь и сколько? Вы угадали: цепочка ценностей вашей компании. Ниже приведен простой способ проверки правильности распределения ваших ресурсов на основе вашей цепочки ценности.
1.  Проанализируйте, на что в текущий момент ваша компания тратит деньги.
Сделайте быструю оценку распределения ежегодных расходов между основными видами деятельности — начиная с исследований и разработок и заканчивая доставкой и обслуживанием. Занесите полученные цифры в матрицу цепочки ценности. Для простоты указывайте не абсолютные значения, а процент от общих расходов, при этом следите, чтобы сумма процентов была в точности равна 100.
2.  Проанализируйте, где именно, с точки зрения потребителей, вы предоставляете им ценность.
Совокупную ценность, которую вы обеспечиваете потребителям, распределите между видами деятельности. Например, если потребитель платит 100 долл. за покупку вашей штуковины, то сколько из них он готов заплатить за свойства, которыми она обладает, сколько — за обслуживание и сколько — за удобство? Воспользуйтесь процентными значениями и занесите полученные цифры в матрицу. Снова удостоверьтесь в том, что сумма процентов равна 100.
3.  Выделите ячейки диаграммы цепочки ценности, которые представляют вашу исключительную компетентность и отвечают за ваши конкурентные преимущества.
4.  Проанализируйте полученную диаграмму.
Если процентные значения выстраиваются вдоль и концентрируются внутри выделенных ячеек, то вы в отличной форме. Но если вы обнаружите бросающиеся в глаза расхождения между тем, на что тратите деньги, тем, что составляет вашу исключительную компетентность, и тем, что с точки зрения потребителей сообщает ценность вашим товарам, то самое время заняться переоценкой использования ваших ресурсов.