Нематериальная мотивация персонала

Категория: Рабочее время

В Советской России нематериальная мотивация использовалась повсеместно. И хотя этот термин не использовали начальники заводов и фабрик, уже тогда активное стимулирование сотрудников без дополнительных затрат для предприятия было распространенным элементом системы мотивации работников. В современной России, однако, нематериальная мотивация практически отошла в прошлое. К ней относятся как к дополнительной, необязательной системе, отдача от которой будет невелика. Поэтому и усилия напрасно прикладывать никто не хочет.
Тем не менее у нематериальной мотивации богатое прошлое, настоящее и будущее. Уже в древности люди заметили, что работа спорится лучше, когда ты трудишься не за мелкую монетку, а ради чего-то большего. Например, долгое время служба в армии была делом чести. И хотя она часто оплачивалась более чем щедро, офицеры и простые солдаты готовы были отдать свою жизнь вовсе не за мешок с золотом, а за свой народ, своего короля и свою свободу. Такой показательный пример нематериальной мотивации, однако, не является единичным случаем. Во время советской системы, когда многие элементы духовности были преданы забвению, руководство страны использовало совсем другие способы. Например, соревнования бригад. Такие соревнования в несколько раз повышали эффективность работы предприятия. Хотя единственной материальной затратой были деньги на символическое красное знамя, передаваемое из рук в руки. То же самое можно сказать и про призыв «осваивать целину». Да, у молодых семей были причины отправляться с необжитые области. Однако если вы поговорите со своими родителями – серьезно и вдумчиво – окажется, что ездили они вовсе не за «бесплатной квартирой», тем более что она была в неудобном районе, практически посреди лесов и полей. Ехали ради идеи.
На заре своего существования компания Apple вынуждена была выдерживать острую конкурентную борьбу с Microsoft и IBM, которые находились в стадии сотрудничества. Для этого работники Apple могли круглые сутки сидеть за монитором, работая не просто сверхурочно – работая почти бесплатно. Для того чтобы их организация смогла создать качественно новый, уникальный продукт. Еще один пример можно наблюдать прямо сейчас на востоке. Японские корпорации воспитывают в сотрудниках лояльность, зачастую, требуя работать сверх оплачиваемого времени, прикладывать максимум усилий. Это считается нормой – естественным вкладом человека в общее дело.
В России же принято считать, что «корпоративная культура», «соревнования», «обращения руководителей» - пустой звук. В корне неправильный подход. Даже если у человека будет очень высокая заработная плата, без нематериальной мотивации он не будет выкладываться на 100%. Вы получите удовлетворительный результат. Если же хотите увидеть максимум, постарайтесь заинтересовать сотрудников, убедить их в том, что они работают не ради денег. Деньги должны быть обязательным, но не самым главным элементом системы мотивации. Человеку никогда не нравилась идея о том, что его «покупают». Вы оплачиваете его труд, но главное – вы даете ему стимул, идею для работы. Обратившись к такой системе, вы уже через несколько месяцев увидите положительные сдвиги. Даже те люди, которые относятся пессимистично к всякого рода «активистам» будут втянуты в общую волну энтузиазма. Однако очень важно избирательное материальное поощрение в коллективе, где многие работают «за идею». Награждайте лучших, и тогда лучшими захотят быть все. Главное не воспитывать в коллективе агрессивную, враждебную среду.