Определение бизнеса, которым бы занимаетесь
Так каким же бизнесом вы действительно занимаетесь? Вам стоит пойти дальше очевидного ответа, основанного лишь на том, что вы делаете или производите. Следует копнуть немного глубже и спросить себя, что именно заставляет крутиться "шестеренки" вашей отрасли.
Какие основные нужды клиентов вы стремитесь удовлетворить?
Какие глубинные течения существуют в отрасли?
Какова роль вашей компании?
Eastman Kodak — картинка уже не безупречна
Основанная в 1880 году Джорджем Истманом компания Eastman Kodak очень быстро утвердилась в роли лидера любительской фотографии, продаж фотоаппаратов и пленок, а также в производстве фотоснимков, которые мы с удовольствием помещаем в альбомы и рамки. Каким образом эта компания заработала деньги? Фотоаппараты оказались прибыльными лишь косвенно. Фирма хотела, чтобы люди покупали фотоаппараты, давая ей возможность зарабатывать на продаже фотопленок к ним и еще больше — на обработке последних.
Действительно, компания Kodak сняла богатый урожай на этом поле. Она производила собственные реактивы и фотобумагу, ей принадлежали и фотолаборатории. Естественно, компания определила свой бизнес как производство фотоизображений на химической основе, объявив об этом на весь мир. Пока руководители компании боролись друг с другом, новые конкуренты и новые технологии во весь голос заявили о себе.
Как правило, клиентов не интересует химическая обработка изображений сама по себе. Никому не нужна специальная фотобумага или реактивы, которые так хорошо делает Kodak. В действительности людям нужна память о прошлом — и больше ничего. Люди хотят запечатлеть особые моменты своей жизни и сохранить их навсегда. Kodak, на самом деле, работала в бизнесе сохранения памяти о прошлом.
Через некоторое время были изобретены новые способы сохранения памяти о прошлом: японская компания представила миру видеокамеру, в которой изображения создавались с помощью электронов, а не химикатов. Затем грянула революцию цифровых камер. В 2004 году Kodak наконец осознала все последствия постигшей ее катастрофы. Она оставила свои рынки традиционных камер в Северной Америке и Европе, чтобы сконцентрироваться на цифровой технологии. Теперь вопрос стоит так: "Не слишком ли слабо и не слишком ли поздно?" Хотя фотоснимки и не исчезли совсем, монополия Kodak на "память о прошлом" канула в вечность. И компания может уже никогда не подняться.
Чтобы избежать участи железнодорожных компаний и добиться успеха в своем деле, необходимо понять, какие глобальные силы формируют внешнее окружение, в котором работает ваша компания. Начните с анализа отрасли, в которой вы работаете.