Определение менеджмента

Категория: Принятие решений

Слово «менеджмент» английского происхождения; его буквальный перевод на русский язык — «управление».
Термин «менеджмент» употребляется в различных значениях.
Во-первых, под менеджментом понимают профессиональное управление хозяйственной деятельностью предприятия, которое осуществляется в условиях рыночных отношений и направлено на извлечение максимальной прибыли при рациональном использовании ресурсов. Выражаясь проще, можно сказать, что менеджмент — это управление организацией (фирмой, предприятием), целью которого является достижение успеха. Что здесь имеется в виде под «успехом», определить несложно: в первую очередь, это рентабельность (прибыльность). Хотя прибыль является показателем успеха далеко не всегда, все зависит от того, как определяют для себя успех люди, которые основывают организацию. Существуют и некоммерческие организации, которые ставят перед собой неэкономические цели.
Управление в широком смысле слова реализуется в рамках биологических, социальных и технических систем и снабжает их сохранение и нормальное функционирование. Между управлением в социальных системах, с одной стороны, и управлением в биологических и технических системах — с другой, имеются существенные различия. В отличие от управления в технических и биологических системах, социальное управление — это, в первую очередь, управление людьми. Оно может осуществляться как на уровне государства и общества, настолько и на уровне определенной группы людей, которые объединены общими целями и интересами. Его основная цель состоит в упорядочивании действий людей, которое необходимо для сохранения общества или группы людей как самостоятельной и жизнеспособной системы.
Менеджмент — это особый тип социальной управленческой деятельности. Если управление может быть направлено на социальную или политическую жизнь, то есть осуществляться в рамках государства, его социальной и политической систем, то менеджмент как вид управления — это всегда управление хозяйственной деятельностью.
Многие из определений менеджмента выделяют именно этот процессуальный аспект. В зарубежной литературе имеется много определений понятия менеджмент. Мы приведем три из них:
 достижение целей организации посредством скоординированных усилий работающих в ней людей;
 специализированный вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу (организацию);
 процесс планирования, организации, руководства и контроля для достижения целей организации, согласованного использования человеческих и материальных ресурсов.
Во-вторых, менеджмент — это научная теория управления. Хотя проблемы управления интересовали людей на протяжении всей человеческой истории, менеджмент будто особая дисциплина возник только на рубеже XIX—XX веков. В настоящее время он представляет собой науку, которая не только вырабатывает свои собственные понятия, но и заимствует их из других наук (социологии, психологии, теории коммуникации, политологии и т. д.).
Почему возникла необходимость в менеджменте как науке об управлении?
Современное компания пришло к тому, что возвращение всех функций, связанных с производством какого-либо материального блага или услуги, к одному человеку оказалось просто невозможным. Существует множество причин, которые сделали необходимым возникновение социального управления:
 одна из основных причин — разделение труда. На ранних этапах человеческой истории выполнение любого процесса изготовления какого-либо материального блага в целом зависело от одного человека, который проводил его от начала до конца. С развитием производства это положение кардинально изменилось. Те функции, которые раньше выполнял один человек, имелись распределены между членами коллектива;наиболее ярким проявлением этого процесса является, например, конвейерное производство, разработанное одним из основателей менеджмента Генри Фордом;
разделение труда тесно связано с другим фактором — технологическим усложнением процесса производства. По мере того как процесс производства усложнялся, требуя учета все большего и большего числа факторов, усложнялась и сама совокупность функций, которые важны с точки зрения производственного процесса. Естественно, им функции определенным образом распределялись между участниками производственного процесса;
усложнение структуры производства привело к тому, что перед руководством предприятий возникла задача управления сложным процессом, причем не только стратегически
но и оперативная, направленная на выполнение текущих задач и решение возникающих проблем. Современный этап развития производства характеризуется предметом , что важную роль стали играть очень крупные производства и корпорации, обладающие огромной структурной сложностью. Естественно, это привело к разделению труда и в управляющей подсистеме, поскольку утверждение управленческих решений оказалось очень сложным процессом, требующим учета множества факторов.
Все эти факторы тесно взаимосвязаны друг с другом. Для того, чтобы управление в таких условиях имелось возможным, необходимо наличие квалифицированных специалистов. Не случайно менеджмент в настоящее время осмысляется как особая профессия. Существует определенный объем знаний, которыми с современной точки зрения должен обладать менеджер; ему предписываются особые функции; существует особый набор норм поведения, которые предписываются. Все эти признаки указывают на то, что менеджмент — это особая сфера деятельности, весьма четко отграниченная от других сфер.
В-третьих, менеджмент можно рассматривать и как принятие управленческих решений. В этом случае слово «менеджмент» используется для обозначения движения (точно так же, как русское слово «управление» используется не только для обозначения места, в котором находятся руководители, но и процесса). Управление как функция сложных социальных систем реализуется не только на уровне коммерческой организации, но и на любом уровне общества. Рассматривая менеджмент с этой точки зрения, можно выделить такие его разновидности, будто государственный менеджмент, муниципальный менеджмент, производственный менеджмент и т. д.
В-четвертых, под менеджментом понимают аппарат управления, состоящий из руководителей (менеджеров) разного ватерпаса . Такой орган управления характеризуется иерархической организацией, в которой одни руководители подчиняются другим.