Откуда берутся деньги?

Категория: Написание, разработка и составление бизнес-плана

Нравится вам это или нет, но наступает момент, когда вам приходится вникать в детали финансовых дел вашей компании — отчет о доходах, балансовую ведомость, движение наличности, бюджет и подобные вещи.  А теперь вам требуется поразмышлять над глобальной проблемой: где взять деньги. Конечно, не в буквальном смысле (пока еще). Но вам необходимо знать, как вы предполагаете зарабатывать деньги в вашем бизнесе.
Просто, скажете вы. Ваши клиенты отдадут вам деньги в обмен на ценные товары и услуги, которые вы им предоставите, верно? Ну, очень похоже на цепочки ценности. Однако бизнес-модели не всегда так очевидны и просты. Предприятия зачастую зарабатывают деньги в областях, которые не связаны с основными товарами или услугами и не находятся в центре внимания клиентов. Эти области могут принести огромный успех. Вот некоторые удивительные примеры.
Можно подумать, что, назначив приличные цены на еду, успешные рестораны гребут деньги лопатой. Во многих случаях так оно и есть. Но бывает, что львиная доля доходов идет не от деликатесов и основных блюд, а от коктейлей и вин, подаваемых до, во время и после еды.
Страстной мечтой многих людей накануне выхода на пенсию является приобретение недвижимости на курортах, где можно проводить часть года. Цены выглядят вполне приемлемыми, и кто же откажет себе в удовольствии владеть меблированными комнатами с видом на пляж Ваикики? Оказывается, что многие компании, продающие подобное жилье, зарабатывают свою прибыль не на старой доброй недвижимости, а на плате за все виды содержания, которые они вписывают в контракт. Эту плату "временные" владельцы должны вносить постоянно.
Бизнес-модель компании Blockbuster ideo кажется очевидной. Компания покупает в больших количествах и с невероятной скидкой видеокассеты и диски DD, а затем дает их напрокат половине страны. Но бизнес видеопроката таит в себе маленький секрет: Blockbuster получает огромную часть своей прибыли на плате за возврат кассет и дисков позже положенного срока (которую все мы постоянно вносим).
Некоторые компании удачно продают свои товары по ценам, которые всего лишь покрывают затраты, а затем зарабатывают настоящие деньги на так называемых расходных материалах. К примеру, Hewlett-Packard не особенно озабочена тем, что ее принтеры продаются по цене, близкой к затратам на их изготовление, будучи уверена, что компания получит настоящий доход от продажи чернильных картриджей и тонера. До тех пор, пока клиенты Hewlett-Packard будут удовлетворены общим уровнем предоставляемых ею услуг, деньги будут течь месяц за месяцем, год за годом.