Перед трудным выбором

Категория: Написание, разработка и составление бизнес-плана

Рассмотрим гипотетический сценарий. Фрэнк Литтл является независимым консультантом, работающим в крупной американской нефтехимической компании, которую мы назовем Big Oil. Фрэнк Литтл проводит анализ рынка для одного из крупнейших подразделений компании и принимает участие в важном проекте, направленном на освоение зарубежных рынков. Будучи хорошим специалистом, он прикинул ряд вариантов производства, распределения и установления цен на продукты нефтехимии в трех странах. Колонки цифр бесстрастно свидетельствуют: в одной из стран (назовем ее Фридонией), можно получить намного более высокие краткосрочные прибыли, чем в других двух странах. Преимущество это связано с тем, что во Фридонии нет жесткого контроля за загрязнением окружающей среды, тогда как в тех двух странах законодательство в области охраны окружающей среды аналогично законодательству США.
Фрэнк Литтл сталкивается с дилеммой: открывая производство во Фридонии, клиент Фрэнка получит огромные прибыли. Конечно, возникшее загрязнение может привести к осложнению экологической обстановки, что может сказаться и на Big Oil. Однако, вследствие особенностей законодательства Фридонии, в действиях компании нет ничего противозаконного. Поэтому Фрэнк Литтл может обеспечить расширение бизнеса компании, если этому проекту будет дан ход.
Он размышляет над возникшей ситуацией и над своим отчетом. Что же порекомендовать старшим менеджерам компании?
Получить краткосрочные барыши?
Добровольно осуществлять контроль загрязненности, даже если от компании этого не потребуют?
Забыть о Фридонии до тех пор, пока в этой стране не будет принято более жесткое законодательство об охране окружающей среды?
Может быть, вы сможете помочь Фрэнку Литтлу, очутившемуся в затруднительном положении, если имеете опыт решения подобных этических проблем и вопросов, связанных с ведением бизнеса?
Будь у Фрэнка перед глазами формулировка ценностей компании, она могла бы помочь ему решить эту дилемму. Система ценностей — та же нить Ариадны, держась за которую, люди могут найти выход из лабиринта сложностей, в особенности, если бизнес растет и все большее количество сотрудников сталкиваются с необходимостью принять трудное решение. Исследования говорят о том, что принципиальные компании с твердой системой ценностей имеют тенденцию привлекать и удерживать лучших работников и в результате оказываются в выигрыше.
Не имея подобного "руководства к действию" под рукой или, что еще хуже, имея распоряжение вести беспроигрышную игру и "не раскачивать лодку", бизнесмены, оказавшись в ситуации, схожей с описанной выше, стараются найти наиболее легкий путь, зачастую диктуемый исключительно прибылями компании. Однако наипростейший путь не есть наилучший. Если единственным критерием являются прибыли, вы можете решить, что легче всего срезать углы или даже обойти закон (что в последние годы повлекло тяжкие правовые последствия для многих компаний, заставив тех, кто прежде летал выше всех, упасть камнем вниз).