Планирование как функция управления и его основные принципы

Категория: Принятие решений

Любая организация назначает перед собой цели, от достижения которых зависит ее существование, и стремится к их реализации. Планирование — это процесс, результатом которого является четкая формулировка
целей и дефиниция средств и методов, при помощи которых поставленные цели могут быть достигнуты. Планирование предполагает:
1.  Определение целей и задач, cтоящих перед организацией или отделом. Цель обыкновенно бывает одна, и ее можно разбить на несколько задач таким образом, что выполнение всех задач автоматически означает достижение цели. Кроме того, цель обычно является более общей и абстрактной, чем задачи. Допустим, перед фирмой стоит цель увеличить объем продаж. Задачами в этом случае могут быть: а) увеличение числа оптовых покупателей продукции, б) повышение качества и конкурентоспособности продукции, в) снижение себестоимости продукции и, как следствие, снижение ее цены, г) проведение широкомасштабной рекламной кампании и т. д.
Определение цели предполагает и осознание того, в каком положении находится организация на момент планирования. Сопоставление исходного состояния и того состояния, к которому организация стремится, разрешит ответить на ряд важных вопросов, в частности, определить средства достижения цели и необходимое для этого количество ресурсов.
Целей у организации может быть несколько. В этом происшествии план существенно усложняется.
2.   Определение путей и средств достижения поставленных целей. Одну и ту же цель можно достичь разными способами. Поэтому желательно рассмотреть все варианты, которые имеются в наличии. Одни из них окажутся экономически невыгодными, другие — неприемлемыми с этической точки зрения, третьи — малоэффективными. В конечном счете, взвешивая все «вне » и «против», можно будет определить самые оптимальные средства.
3.  Определение количества ресурсов, необходимых для достижения цели. Можно ставить какие угодно цели, но если в распоряжении организации нет средств, необходимых для их достижения, этот план ничего не стоит. Необходимо четко отдавать себе отчет в том, какие именно средства могут быть истрачены , а что для организации «не по карману».
4.  Выполнение плана и контроль за ним. Наконец, необходимо четко указать сроки, в которые план обязан быть выполнен, а также формы контроля, которые будут использоваться. Иногда целесообразно назначить лицо, ответственное за выполнение плана (это особенно уместно в том случае, если доклад идет не о стратегических, а о тактических целях). Иногда целесообразно назначить сроки и для выполнения частных задач, связанных с целью.