Подходы к управлению людьми

Категория: Принятие решений

В менеджменте было выделено два основных подхода к управлению людьми. Это было сделано в 1960 году, когда Дуглас МакГрегор выпустил книгу «Человеческая страна — предприятие», в которой он обобщил научные подходы к менеджменту персонала. Каждый из этих подходов опирается на набор допущений, из которых исходит начальник . МакГрегор представил эти подходы в виде двух теорий, отражающих основные подходы к управлению. Эти две теории он условно обозначил как «теорию X» и «теорию Y».
В основе «Теории X» лежат следующие принципы:
  люди безынициативны, не склонны к честолюбию, они опасаются брать на себя ответственность, более итого стремятся к защищенности;
  по своей природе человек ленив, он не любит работать. Поэтому для того, чтобы побуждать его к действию, необходимо использовать страх перед наказанием за невыполненную или плохо выполненную работу;
  человеком движет только материальный интерес.
«Теория Y» кардинально противоположна «Теории X» и основывается на должно положениях:
  труд представляет собой естественную потребность человека;
  если обстоятельства позволяют, то подчиненные не только примут на себя ответственность, но и будут стремиться к ней;
  менеджер должен стремиться к тому, чтобы создать все условия, необходимые для максимального раскрытия возможностей каждого работника, и применять самые разнообразные способы стимулирования, не связанные с наказанием.
В чистом виде каждый из указанных подходов если и встречается, то крайне редко. Тем не менее, любой руководитель проявляет склонность либо к главному , либо ко второму подходу. Кроме того, можно утверждать, что эти подходы обусловливают многообразие оттенков стиля управления и методов его определения.
Эти подходы лежат и в основе научных теорий менеджмента, определяя совокупность тех мер и методов, которые рассматриваются в данных теориях как необходимые.