Правда о жизненном цикле товара

Категория: Написание, разработка и составление бизнес-плана

Единственное, что остается постоянным в бизнесе, — перемены. Влияние перемен ощущается повсюду — от основных тенденций в бизнес-среде до изменчивых вкусов и требований потребителей и непредсказуемого поведения конкурентов.
Возможно, вам кажется, что сочетание этих факторов создает мир, наполненный хаосом и неуверенностью. Вовсе нет. Стремясь упорядочить все, эксперты выделили некоторые основные шаблоны, и описанные ими циклы весьма полезны для понимания того, что происходит вокруг (а именно рыночной сумятицы и неразберихи).
Одним из таких шаблонов является жизненный цикл товара, иллюстрирующий, что происходит с новым видом товара или услугой после появления их на рынке. Жизненный цикл описывает четыре основных этапа, которые товар обычно проходит:
внедрение на рынок; этап роста; зрелость; период упадка.
Жизненный цикл товара тесно связан с тем, в какой мере активная часть потребителей стремится попробовать новый товар или услугу.
В основном, жизненные циклы товаров выглядят приблизительно так, как показано на рис...
Кривая прослеживает объем продаж товара на протяжении большого промежутка времени. Можно оценивать объем продаж в терминах годового дохода, получаемого вами, или в количестве проданных единиц товара, в качестве временной шкалы можно выбрать недели, месяцы, годы, даже десятилетия.
Каждый этап жизненного цикла товара представляет собой совокупность рыночных условий и соответствующий им ряд планируемых мероприятий. Каждая стадия требует своих управленческих задач, стратегий и опыта. В последующих разделах мы объясним, на что следует обращать внимание на каждом конкретном этапе.



Начало
После того как вы поставляйте на рынок новый вид товара или услуги, он начинает приносить доход. Поскольку разработка и запуск чего-то нового обходятся дорого, на этой начальной стадии затраты достаточно высоки, поэтому конкурентов обычно немного. Рост при этом зависит от других причин: возможностей самой компании, выпускающей товар, неосведомленности рынка или того, что потребители еще не приняли и не одобрили ваш товар.
На этом этапе жизненного цикла товара основные усилия направлены на то, чтобы вывести товар в люди или развернуть новую услугу, одновременно гарантируя все задекларированное. Следует громогласно заявлять о себе, вызывая интерес, чтобы рынок узнал о новом товаре. В табл. приводятся некоторые характеристики этапа внедрения.
 Основные характеристики этапа внедрения



Развертывание
На этапе роста новый товар или услуга постепенно завоевывают репутацию. Если в основе товара или услуги лежит новая технология, лидеры отрасли принимаю вновь введенный стандарт — технические детали, определяющие способ реализации технологии. Быстрыми темпами возрастает спрос, увеличивается сбыт. Возрастает и число соперников: чтобы воспользоваться преимуществами увеличившегося рынка, в бой ввязываются и конкурирующие товары. Потребители начинают оказывать предпочтение тем или иным торговым маркам, компании пытаются выпячивать достоинства своих товаров, чтобы максимально удовлетворить потребителей, тем более, что сейчас их запросы достаточно очевидны.
Когда рост набрал силу, ваши приоритеты начинают смещаться в сторону удовлетворения возрастающих требований к товару, улучшения товара или услуги и нацеливания на конкретные группы потребителей. Причем на всем протяжении пути приходится постоянно отбиваться от растущего количества конкурентов. В табл. приводятся основные характеристики этапа роста.
 Характеристики этапа роста