Проблемы коммуникации в сложных ситуациях

Категория: Принятие решений

Иногда сразу проанализировать проблему или сформулировать цель предстоящей операции ЛПР не получается . Чаще всего это обусловлено недостаточной исходной информацией, срочностью решаемой задачи, неполными знаниями или отсутствием опыта у ЛПР. Число вопросов, возникающих при решении сложной проблемы, более чем превосходит интеллектуальные возможности одного человека. Поэтому в практике разработки решений в сложных ситуациях все чаще в качестве ЛПР выступает коллективный орган (например, совет директоров, совет попечителей и т.п.), а в обосновании решений, как правило, участвуют консультанты, эксперты, переводчики. Их работой ЛПР также должно управлять. Однако при этом почти немедленно возникает параллельная проблема проблема коммуникации, проблема общения ЛПР и других участников процесса разработки решений и управления. Эта проблема часто усугубляется особенностями субординации в организациях, требованиями конфиденциальности или системой секретности, а также другими обстоятельствами. Все указанные обстоятельства вносят дополнительный психологический дискомфорт.
Большая удача, если ЛПР длительное время работает с одной «командой». Тогда люды неизбежно узнают друг друга лучше, адекватнее воспринимают вербальные высказывания, учатся прощать незначительные просчеты и ошибки, растет взаимопонимание. При этом ЛПР должно быть постоянно готовым пребывать в несвойственной ему роли «ученика», слушающего «мудрого учителя». ЛПР должно заставить себя не обращать внимания на разницу в должности, звании, возрасте и т.п.
этаким образом, реалии сегодняшнего дня таковы, что невозможно эффективно решать сложные проблемы или задачи, если не учиться терпеливо, с желанием и по возможности беспристрастно воспринимать информацию от знатоков , советы и рекомендации помощников и экспертов. Важно хорошо усвоить, что особенно трудно это делать, если информация или рекомендации не очень нравятся ЛПР, или не совпадают с тем, что оно желало бы услышать.
Возникает известная психологическая проблема, получившая в литературе название «Они и Мы». Вначале «Они» неизбежно воспринимаются ЛПР будто чужаки. ЛПР, его команда и 1» никак не могут найти общий язык. Они как бы говорят на разных, несовпадающих, иностранных языках. А ведь надлежать быть единое понимание проблемной ситуации, должен быть выдержан еще один принцип системного подхода принцип однозначной семантики.
Поэтому при исследованиях выяснилось, что хорошей, адекватной моделью совместной службы , например, ЛПР и экспертов является модель изучения иностранного языка. Математическую модель процесса взаимного общения достаточно просто построить, если допустить, что ничто не изменяется скачком. В реальности это довольно сильное допущение. На самом деле понимание обычно как раз и проявляется внезапно, как некое озарение.
В качестве гипотез об основных тенденциях и условиях процесса исследования иностранного языка были сформулированы следующие предположения:
уровень непонимания меняется в процессе обучения логарифмически с ростом частоты и продолжительности обращения к языку, практики разговорной речи; существует «граница позитивной мотивации» при обучении новому языку; скорость изменения интенсивности обучения (частоты и продолжительности обращения к языку, практики разговорной речи) зависит от «близости» параметров процесса учебы к «границе положительной мотивации».
Смысл понятия «граница положительной мотивации» заключается в том, что при определенном уровне непонимания обучаемый стремится сокращать продолжительность занятий языком. Если же уровень непонимания ниже некоторого критического порога для данного значения продолжительности занятий («порога отрицательной мотивации»), то занятия приносят удовлетворение, они приятны (наблюдается положительная мотивация), их хочется продолжать, и обучаемый будет стремиться увеличивать продолжительность занятий. Если же уровень непонимания выше критического порога, то занятия неприятны, раздражают (отрицательная мотивация), и обучаемый будет стремиться укорачивать их продолжительность или даже вообще откажется от изучения языка. Процесс целенаправленного общения людей в интересах получения и обмена информацией, достижения соглашения, принятия совместного решения по важной проблеме довольно далее именовать деловой беседой.
Умению преодолеть подобные трудности общения учит практика ведения деловых бесед. Обычно считают, что участники деловой беседы одинаково заинтересованы в ее результатах и потому готовы активно сотрудничать друг с другом для достижения общей цели. Это значит, что рациональное должно преобладать над эмоциональным («не примешивать чувства и эмоции к делу»). Нужно сориентироваться , что ситуация «Они и Мы» должна уступать место ситуации «Мы против проблемы». Стороны просто обязаны исключить взаимные обиды и предвзятости. При планировании особо ответственных деловых бесед стоит прибегнуть к помощи и совету специалистов по этому вопросу, пригласить для консультации психоаналитика, имиджмейкера, дизайнера. Они помогут ЛПР подготовить и отрепетировать специальные действия, сориентированные на блокирование скрытого сопротивления или открытой деструктивной позиции