Психологические аспекты формирования трудового коллектива

Категория: Подбор кадров

В наши дни условия внешней среды общества настолько динамичны, что руководству организации не обойтись без использования новых подходов к управлению кадрами. Эта проблема актуальна ещё потому, что на трудовом рынке постоянно растёт спрос на высококвалифицированные кадры, это ведёт к настоящему дефициту последних. Привлечение и удержание в организации квалифицированных работников – это важная задача, которую возможно решить, только владея и применяя на практике знание психологических аспектов формирования коллектива.
Знание психологии общения и умение применять эти знания в управленческой деятельности, позволяет эффективно управлять любым коллективом. Именно от способности контактировать с подчинёнными и привлекать их к сотрудничеству зависит очень многое в деятельности любого руководителя. Это позволяет разрядить напряжение в коллективе и установить в нём благоприятный психологический климат, который составляет характер взаимоотношении между работниками, их настроение и удовлетворённость своей работой. Немалое значение имеют традиции, сложившиеся в коллективе, достигнутые успехи, былые трудности и неудачи, компетентность и культура сотрудников, характер выполняемой ими работы.
Каждый руководитель заинтересован в эффективности работы своих подчинённых. Что же необходимо для того, чтобы коллектив работал эффективно? Среди ответов на этот вопрос, на первом месте стоит материальное поощрение работников, затем идёт карьерный рост и, наконец, нематериальные поощрения. Немаловажным является и умение сотрудников и руководителя работать в команде, развитие неформальной коммуникации, поскольку в коллективе, где неформальные отношения постоянно совершенствуются и развиваются, а психологический климат наиболее благоприятен,  люди намного легче переносят трудности в работе. Именно поэтому из таких коллективов значительно реже увольняются работники.
По возможности необходимо формировать разнополый коллектив – это улучшит качество выполняемой сотрудниками работы. Объясняется это тем, что особенности женской и мужской психологии влияют на характер внутригрупповых отношений, поэтому сочетание в коллективе мужчин и женщин является необходимым условием для установления и развития необходимого благоприятного психологического климата. Мужские группы, как правило, более жестки, рациональны, прагматичны, склонны к деловым и карьерным конфликтам. Женские коллективы более экспансивны и эмоциональны чем мужские, ситуативны, чаще всего в них возникают ролевые конфликты.
На основании исследования психологов и социологов можно констатировать, что основными причинами конфликтов среди сотрудников в коллективе являются: 55 % - неверные, поспешные действия руководителя, 30 % - психологическая несовместимость работников, 15 % - профессиональное несоответствие, некомпетентность и иные недостатки формирования рабочего коллектива.
Руководителю нужно помнить, что люди все разные как по складу ума, так и по характеру, поэтому одни и те же методы управления для всех не подходят. Людям нужно давать возможность реализовывать свой потенциал, свои желания в ходе трудовой деятельности, учитывать их предложения и замечания. Руководитель обязан скрупулёзно анализировать свою работу и работу своих подчинённых. При возникновении какого-либо источника стресса на любом уровне трудовых отношений, он незамедлительно должен быть устранён. В постановке управленческой политики не может быть никакого шаблона в выборе форм и методов для создания благоприятного психологического климата в коллективе. Бесспорно должен соблюдаться только принцип и индивидуального подхода руководителя к управлению своими подчинёнными.