Психология переговоров

Категория: Ведение переговоров

Как известно, передача информации происходит на двух уровнях. На одном обсуждается суть проблемы (поставка оборудования, условия выдачи кредита, технические условия и т. д.). На втором — информация формирует основу для межличностных отношений партнеров. Между тем в процессе переговоров любого уровня часто забывается, что мы имеем дело не с абстрактными представителями другой стороны, а с людьми.

Особенность переговоров состоит в том, что чаще всего мы общаемся с людьми, не разделяющими нашу точку зрения. В этом случае возникает ощущение антипатии, которое становится барьером для поиска взаимовыгодных вариантов. Действенные отношения, в которых со временем возникают доверие, понимание, уважение и дружелюбие, могут превратить каждые последующие переговоры в более спокойный и продуктивный процесс.

В ходе переговоров люди сердятся, приходят в уныние, боятся, настраиваются враждебно, обижаются, ликуют, ощущают удовлетворение и гордость. Подобные эмоции могут быть полезными или разрушительными для переговоров. Их особенность в том, что они легко поддаются коррекции: их можно либо усилить, либо подавить с помощью определенных приемов взаимодействия.

Для того чтобы верно строить взаимоотношения, необходимо учитывать три основных фактора: восприятие, эмоции и общение. Все многообразие межличностных проблем и отношений покоится на этих трех «китах».