Разработка бюджета

Категория: Написание, разработка и составление бизнес-плана

Почему-то у людей никогда не находится времени сесть за составление бюджета — у них всегда находятся более важные дела. Подобная ситуация справедлива в равной мере и для ведения домашнего бюджета, и для ведения бюджета компании. Почему так трудно его разработать? Большинство людей просто не любит цифр, а сведение бюджета означает встречу с цифрами (что заставляет многих поеживаться). Зачастую люди просто не
в состоянии найти достаточно полезной информации для составления бюджета. Однако если вы предварительно составляете финансовый прогноз, то планирование бюджета компании не составит для вас особого труда.
Итак, когда следует приступать к разработке бюджета? Если вы только начинаете свой бизнес или оказываетесь в компании, у которой отсутствует бюджет, — к составлению его нужно приступать незамедлительно. Если ваш бизнес уже развернулся, то обстоятельство, когда вы начинаете новый бюджетный цикл, зависит от масштабов вашей компании. Для крупных предприятий начальный бюджетный процесс должен стартовать заранее, за шесть— девять месяцев до планируемого периода. Очень может быть, что это задание покажется вам бесконечно нудным. Однако имейте в ввиду: в большинстве компаний уделяют довольно много времени бюджету, причем за три-четыре месяца до наступления нового финансового года.
Компании с прочным положением на рынке могут использовать свои достижения и ретроспективные финансовые данные в качестве отправной точки бюджетных расходов на следующий год. Будьте бдительны: "ветераны" легко поддаются "бюджетной" лени, используя прошлогодние цифры как кратчайший путь к показателям предстоящего года. К сожалению, так можно отклониться от истинного финансового курса. Надежным компасом в подобной ситуации послужит бюджет с чистого листа. Настаивая на разработке бюджета с чистого листа, вы требуете ото всех (в том числе и от себя) вернуться в прошлое и начать подготовку бюджета с нуля. Вместо того, чтобы полагаться на показатели прошлогоднего документа, вы в полной мере используете ваш финансовый прогноз и вырабатываете новый набор показателей. Данный процесс, безусловно, более длительный и требует значительных усилий, но стоит того.



Процесс формирования бюджета зачастую подвергается критике в деловом мире. Вместо того, чтобы рассматривать его разработку как полезный инструмент ведения дел, владельцы бизнеса числят его среди величайших зол на Земле, а менеджеры зачастую говорят о бюджете, используя ненормативную лексику. Что служит тому причиной? Когда процесс составления бюджета в компании терпит неудачу, вероятно, имеет место одна из следующих ситуаций.
Совет директоров спускает бюджет сверху, чтобы контролировать менеджеров компании, отнимая у них возможность влиять на деловые решения, за которые в дальнейшем они несут полную ответственность.
В основе бюджета компании лежит краткосрочный прогноз, игнорирующий дальнейшие планы и стратегические цели.
Цели бюджета в отношении дохода и расходов не имеют ничего общего с глобальными финансовыми целями компании или ее реальным финансовым положением.
Чтобы убедиться в том, что бюджет вашей компании не содержит подобных фатальных ошибок, внимательно изучите два способа составления бюджета, описанные ниже.
Составление бюджета по методу сверху вниз
Это самый простой метод формирования финансовых планов вашей компании. Процесс, в основном, начинается и завершается ответственными лицами. Если ваша компания невелика, вам может потребоваться пригласить помощников со стороны, которым вы доверяете: вашего банкира, бухгалтера или коллегу. Процесс предполагает следующие шаги.
1.  Завершите формирование прогнозных документов,  включая предварительный отчет о доходах, расчетную балансовую ведомость и прогнозируемую оборотную ведомость.
Если некоторые составляющие бюджета пропущены или не завершены, попробуйте получить необходимую информацию или пометьте, что требуемого документа не имеется в наличии.
2.   Проведите совещание всех сотрудников вашей компании (или группы доверенных лиц, если вся ваша компания — вы сами), принимающих решения, для анализа финансового прогноза.
Рассмотрите на совещании основные предположения о ведении бизнеса в будущем. Обсудите деловые предположения, которые вошли в прогноз, и ключевые прогнозируемые параметры и оценки, вытекающие из них. Попросите всех подумать над альтернативными вариантами.
3.  Устройте повторное совещание для обсуждения возможных вариантов.
После того как все получили возможность отреагировать на финансовый прогноз, проанализируйте различные предположения и оцените степень их потенциального влияния на прогноз. Проводите совещания до тех пор, пока не будут выработаны согласованные решения.
4.  Для каждого основного вида деятельности или функциональной сферы вашей компании (в зависимости от того, что более приемлемо для нее) сформулируйте цели относительно доходов и расходов.
Когда бюджет готов, организуйте последнюю встречу для анализа показателей и утверждения документа.
5. Составьте письменное резюме с числовыми показателями, чтобы все в компании знали, что представляет собой бюджет, на основе чего он формируется и что это значит.
Учитывая, что в составлении бюджета в данном случае участвуют те, кто принимает решения по тем или иным вопросам, рекомендуемый метод хорош для небольших компаний, поскольку количество ответственных лиц невелико. Если же ограничиться лишь топ-менеджерами компании, существует риск не учесть потребности и возможности отдельных подразделений компании. По мере расширения вашей компании становится очевидной предпочтительность другого метода составления бюджета — снизу вверх.
Составление бюджета по методу снизу вверх
Составление бюджета таким способом представляет собой расширенный вариант метода сверху вниз, позволяющий учесть потребности крупной компании и мнение большего количества людей. Вам по-прежнему необходимо начать создание бюджета с собрания группы высших руководителей. Эта группа все так же должна потратить время на достижение общего понимания и, в конце концов, на согласование финансового прогноза вашей компании. Но, вместо того чтобы спускать бюджет сверху, подход снизу вверх позволяет выстроить бюджет, проведя его через всю компанию.
Не просите группу старших менеджеров прийти и продиктовать бюджет компании — вовлеките в процесс менеджеров и инспекторов всех уровней.
. Организуйте встречу с высшими руководителями и попросите их проанализировать задачи по каждому из направлений деятельности организации в более широком аспекте.
Попробуйте выработать рекомендации, которые бы" задавали тон и направление бюджетной дискуссии и переговорам в рамках компании. (О выработке целей
2.  Попросите высших руководителей встретиться с менеджерами на всех уровнях организации.
Эти встречи могут начинаться с краткого повторения рекомендаций по бюджету, но обсуждение должно концентрироваться на установлении целей по доходу и расходам. В конце концов, именно эти руководители подразделений должны в действительности достичь запланированных показателей и не выйти за установленные лимиты.
3.  Обобщите результаты переговоров по бюджету.
4.  При необходимости организуйте повторную встречу высших руководителей для обсуждения и пересмотра финансовых целей, основываясь на мнениях, понимании и восприятии вопросов бюджета всем коллективом менеджеров компании.
5.  Спланируйте процесс так, чтобы руководители на всех уровнях могли высказать свое мнение (или, по крайней мере, понимали причины принятия данного бюджета).
6.  Утвердите бюджет.
На завершающем этапе проанализируйте бюджет в целом — не только в русле текущих финансовых целей, но и относительно ваших более общих деловых целей.