Содержание процесса контроля

Категория: Принятие решений

Важным элементом управления является контроль. Именно контроль позволяет реализовать эффективное разделение труда исполнителей, настолько как предполагает обязательное делегирование им полномочий в соответствии с принципом неокончательности и свободы принятия локальных решений.
Виды контроля. Контроль это такая же целенаправленная деятельность ЛПР, как и любая другая операция. Поэтому для достижения необходимого эффекта его также нужно тщательно спланировать и организовать. Теория управления предусматривает три основных вида контроля: предварительный контролируется готовность трудовых, физических и финансовых ресурсов; текущий контроль работы исполнителя его непосредственным руководителем; итоговый контроль ЛПР фактически достигнутых результатов, когда операция закончена или истекло отпущенное на нее время.
Основные периоды организации и проведения контроля. Для правильной, научной организации каждого из этих видов контроля следует провести тщательное их планирование, организовать гласное делегирование полномочий исполнителям на принятие ими локальных выводов , а также спрогнозировать и глубоко проанализировать возможные форс-мажорные ситуации. Схема организации и проведения контроля в рамках такого подхода к нему реализуется в ходе выполнения трех основных периодов .
На первом этапе проводится планирование контроля. Именно здесь на основе глубокого изучения сложившейся проблемной ситуации принимаются решения по главным вопросам.
При этапе планирования контроля: определяются генеральные направления контроля сроки, ресурсы, эффективность и качество исполнения отдельных подопераций и работ, а также основные объекты и точки контроля; намечаются плановые значения (задания) по генеральным результатам выполнения подопераций и работ; выбираются величины допустимых отклонений от заданий по главным результатам (так называемые существенные отклонения и зоны нечувствительности) и диапазоны свободы принятия решений по неосновным, некритическим работам; устанавливаются порядок передачи докладов и сообщений (определяются возможные источники и способы получения информации о существенных отклонениях) и порядок взаимодействия при затребовании резервов активных средств при форс-мажорных ситуациях; концептуально (на уровне замысла) планируются экстраординарные реакции на существенные нарушения заданий (что нужно будет срочно предпринять в той или иной ситуации); предполагаются объемы резервов основных видов активных ресурсов.
На втором этапе организации и проведения контроля юридически оформляется делегирование полномочий исполнителям по принятию локальных решений. Основной принцип делегирования полномочий, вытекающий из принципа неокончательности и свободы принятия решений, гласит: руководители на местах с конкретными людьми и ресурсами, а также сами исполнители в конкретной обстановке, лучше знают, как осуществить ту или иную поставленную перед ними задачу или работу.
На третьем этапе процесса контроля оцениваются реально складывающиеся ситуации и принимаются текущие решения. Здесь мы по-прежнему думаем , что решения, принятые ЛПР на этапе планирования процесса