Стратегическое управление. стратегия организации и ее виды

Категория: Принятие решений

Стратегическое управление — данное особый вид управления, который направлен на развитие потенциала предприятия. Стратегическое управление противопоставляется оперативному управлению, которое связано с решением текущих задач и преобразованием наличного потенциала в прибыль.
Нельзя произнести , что стратегическое управление исключительно связано с будущим. В действительности стратегическое управление — это управление прежде всего актуальной ситуацией, но под особым углом рассмотрения. Чтобы предприятие увеличило личный потенциал, оно должно создать для этого все необходимые условия, а это делается только в настоящем.
Стратегическое управление неизбежно нацелено на изменения. Поскольку речь идет об росте потенциала, вряд ли можно представить себе, что стратегическое управление будет стремиться к сохранению существующего положения.
Стратегическое управление включает:
  формулировку целей,
  анализ наружной и внутренней среды,
   определение ресурсов, которые необходимы для достижения целей,
   выработку стратегии,
   оценку стратегии,
  контроль за ее осуществлением .
Стратегия организации — это план действий универсального характера, который определяет приоритеты деятельности организации, ресурсы, которые для этого необходимы, и последовательность шагов по достижению целей. вторыми словами, стратегия — это средство переведения предприятия из его настоящего положения в желательное будущее положение.
Стратегии в менеджменте принято выделять по разным принципам.
На основании того, на каком уровне принимаются решения, стратегии делятся на следующие разновидности:
1)   корпоративные стратегии являются общими для организации, вырабатываются ее высшим руководством,
2)   стратегии по функциональным сферам вырабатываются подразделениями организации,
3)   стратегии линейных отделений, подразделений и других организационных единиц вырабатываются этими элементами организации.
Стратегии развития бизнеса принято делить на четыре группы, изложенные ниже.
—  Стратегии концентрированного роста:
  стратегия усиления позиции, занимаемой на рынке;
  стратегия развития продукта;
  стратегия развития рынка.
—  Стратегии интегрированного роста:
  стратегия горизонтальной интеграции, при которой поглощаются предприятия, выпускающие аналогичную продукцию;
  стратегия обратной вертикальной интеграции, при которой происходит слияние с поставщиками ресурсов;
  стратегия идущей вперед вертикальной интеграции, при которой происходит слияние со сферой распространения.
—  Стратегии целенаправленного сокращения:
  стратегия ликвидации, при которой осуществляется быстрый выход из сферы деятельности;
  стратегия «сбора урожая», при которой предприятие стремится получить максимальные доходы в кратчайший срок;
  стратегия сокращения, то есть закрытие одного из подразделений.
Существует также выделение стратегий с точки зрения поведения на рынке:
а)  стратегия лидерства с минимизацией издержек производства,
б)  закрепление за собой определенного сегмента рынка в сочетании с концентрацией усилий на данном сегменте,
в) выбор нового сегмента и специализация продукции с целью овладеть этим сегментом. снова одна классификация стратегий основана на двух противопоставлениях: «новый/старый товар» и «новый/старый рынок».
1.  Стратегия глубокого внедрения (старый товар — давний рынок). На относительно освоенный рынок продвигается уже хорошо известный товар. Данная стратегия предполагает минимальное расширение предпринимательской деятельности. В качестве главной цели, как правило, в этом происшествии ставится расширение доли на рынке, увеличение частоты потребления товара и т. д. Еще одна возможная цель — это увеличение услуг, которые сопутствуют продаже и использованию товара.
2.  Стратегия разработки нового товара (старый рынок — новый товар). В рамках данной стратегии рынок остается неизменным, но на этот рынок предлагается новый товар. Основные формы этой стратегии — данное улучшение и/или модификация уже известного, освоенного предприятием продукта или предложение нового товара, который может существенно отличаться от старого. Между этими двумя формами стратегии располагается ряд промежуточных (например, расширение гаммы предлагаемой продукции).
3.  Стратегия расширения границ рынка (новый рынок — старый товар). Главная задача, которую должно решить предприятие, содержится в привлечении новых потребителей, которые принадлежат как к другим, ранее не освоенным сегментам рынка, так и к другим рынкам. Одна из форм этой стратегии — освоение новоиспеченных региональных рынков, а также зарубежных рынков.
4.  Стратегия диверсификации (новый рынок — новый товар). Это одна из наиболее сложных стратегий, поскольку она предполагает модифицирования как в производственной сфере, так и в выборе рынка. Ее сложность усугубляется тем, что, фактически, предприятие начинает свою работу заново. Понятно, что это не происходит одномоментно. Но в любом случае это требует концентрации большого количества сил. Эта стратегия тесно связана с типом потребителя-новатора, который не боится нового и готов испытывать .