В помощь начинающему HR менеджеру: Как провести интервью с соискателем
Интервью - это взаимный обмен информацией, как осознаваемой (факты, цифры и т.п.), так и неосознаваемой.
Интервью - это обоюдный выбор: интервьюер выбирает того, кто успешно справится с работой, а кандидат выбирает компанию и должность, максимально удовлетворяющие его потребностям.
Так как этот обоюдный выбор основан на непродолжительном общении друг с другом, для обеих сторон возрастает степень риска принять неверное решение.
Этапы интервью:
1) Анализ работы должности (требования, обязанности, критерии оценки)
2) Подготовка к проведению интервью:
- выделить помещение, время;
- подготовить информацию о компании и должности для кандидата;
- ознакомиться с уже имеющейся информацией о кандидате;
- продумать список вопросов, направленных на выявление соответствия кандидата данной должности.
3) Проведение интервью:
- установить контакт с кандидатом;
- получить требуемую информацию;
- предоставить подготовленную информацию о компании;
- оценить уровень заинтересованности кандидата;
- обозначить сроки принятия решения.
4) Подведение итогов
Типы интервью
По количеству участников:
- Интервью “один на один” - наиболее распространенная форма интервью, когда всего два участника - интервьюер и кандидат.
- Групповое интервью - несколько участников со стороны работодателя опрашивают одного кандидата.
- Коллегиальное интервью - с кандидатом последовательно разговаривают один на один несколько человек в течение одного дня, затем следует коллективное обсуждение.
По структурированности:
- Структурированное интервью - всем кандидатам задаются одни и те же вопросы, которые были заранее подготовлены.
- Неструктурированное интервью – интервью предполагает свободный ход беседы (в беседе с разными кандидатами могут углубляться разные темы), вопросы готовятся заранее.
По воздействию на кандидата:
- Стрессовое интервью - кандидату в активной, агрессивной манере задаются прямые и жесткие вопросы. Этот тип интервью хорош для выявления эмоциональной устойчивости кандидата. Очень важно продумать завершение беседы с кандидатом, чтобы не нанести ущерба этике и имиджу организации.
По построению процедуры:
- Биографические интервью - строятся на основе биографии кандидата.
- Ситуационные интервью - анализируются ситуации, которые были в жизни человека и ставятся вопросы, моделирующие ситуации, с которыми ему придется сталкиваться на работе.
- Критериальные интервью - используются при подборе специалистов на вакансии, где есть четкие критерии оценки (летчик, шахтер), “интервью-экзамен”.
- Интервью, основанное на компетенциях - вид структурированного интервью, когда вопросы “привязаны” к конкретным ситуациям, в которых кандидат демонстрирует определенные качества.Роль интервьюера чрезвычайно важна. Огромное количество времени и усилий обычно вкладывается в проведение подробного анализа работы, с целью составления желаемого списка компетенции, и разработки моделей интервью, обеспечивающих успешность проведения отбора.
По окончании интервью, записи, или перечни поведенческих примеров, полученные интервьюером, анализируют и формируют общую картину по каждому оцениваемому.
Интервьюер работает, как живая видеокамера; его задача - фиксировать слова и действия, не допуская суждений по поводу увиденного.
Характеристики хорошего интервьюера
- Знакомство с предполагаемой работой - интервьюер должен, по крайней мере, прочитать описание работы на предполагаемой должности. Однако лучше, если интервьюеры получают информацию "из первых рук" о предполагаемой работе от людей, имеющих опыт работы в этой области или этом подразделении.
- Хорошие навыки установления контакта с людьми любого уровня и социального положения.
- Владение техникой расспроса - уметь получать необходимую информацию.
- Хорошие навыки слушания - важно, чтобы интервьюер был готов выслушать то, что рассказывают, не интерпретируя это, а только слушая сами слова.
- Справедливость - вести себя одинаково со всеми оцениваемыми. Интервьюер не должен допускать никакой предвзятости или того, чтобы какая-то предшествующая информация влияла на него во время проведения интервью.
- Объективность - интервьюер должен быть способен отложить вынесение суждений до соответствующего времени.
- Способность выдерживать высокий уровень концентрации внимания - требуется для того, чтобы интервьюер не упустил ни малейшего поведенческого проявления во время беседы.
- Хорошие навыки управления временем и организации - управление временем является ключом к тому, чтобы интервью прошло "гладко". Интервьюеру нужно систематизировать свои заметки и записи для того, чтобы обеспечить возможность в любое время найти материалы по конкретному оцениваемому.
- Способность сосредоточиться на реальных примерах и поведенческих проявлениях, не быть субъективным.